Почему начинать обучение языкам важно до 9-ти лет?
Речеформирующий механизм ребенка можно сравнить с куском глины. До 9 лет он уже обрел формы, характерные для родного языка, но еще сохраняет пластичность, что делает возможным наносить на него новые формы, свойственные иностранному языку естественным путем, без насилия, путем многократного прослушивания. После 9 лет пластичность утрачивается. Это значит, что новые формы могут создаваться лишь путем насильственного воздействия. Для ученика это – «дриллы» (т.е. упражнения, построенные на принципе многократного повторения), для глиняного горшка – стамеска с молотком (рис.1) В некоторых современных методиках учитывали отдельно психофизиологические особенности 2-4, 5-6 и 7-9 -летних детей. В первую очередь ориентировка в данных методиках идет на непроизвольность памяти и внимания, способность к импринтингу (imprint - впечатывание) и на игру, как на основной (а для 7-9-леток – один из важнейших), вид деятельности.
Рисунок 1
Начинать обучение речи на иностранном языке необходимо с отработки навыка аудирования. Уважаемые родители, обратите внимание, что в процессе изучения иностранным языкам необходимо соблюдать последовательность подачи/введения всех речевых навыкаков. Особенно актуальным является раннее аудирование речи, с которого и начинается обучение языку в целом. Первый год полностью посвящен освоению навыка аудирования. Это, конечно, не означает, что дети на протяжении всего года безмолвствуют. Многие начинают говорить уже на первых уроках, но есть и такие, которым необходимо многократно прослушать структуру, прежде чем они смогут произнести её без напряжения. Эта особенность вовсе не говорит об отсутствии языковых способностей у ребенка. В пользу этого говорит тот факт, что многие из этих детей совершают своеобразный «прорыв» на втором году обучения. Если учитель работает с соблюдением всех методических принципов, то молчащие на первых порах дети не чувствуют себя неуспевающими, и у них не формируется комплекс неполноценности. Поскольку тренировка мелкой моторики способствует развитию речи, на этом этапе большую роль помимо многократного прослушивания аудиоматериалов играют пальчиковые игры.
Например: -I have a mother (Держми все пальчики в кулачке; проговаривая фразу, выпрямляем указательный пальчик, I have a father - выпрямляем средний пальчик и т.д. sister, brother, I - большой пальчик)
Вторым этапом обучения является обучение говорению. В спонтанной речи говорение не может быть оторвано от аудирования, поскольку оба навыка являются необходимым условием для полноценного процесса общения. Поэтому и на втором этапе обучения аудированию уделяется огромное внимание. Дополнительным эффектом раннего и интенсивного обучения аудированию является то, что дети рано и много начинают говорить на английском языке. Таким образом, говорение является естественным следствием того, что дети многократно прослушивают разнообразные речевые ситуации на увлекательных аудиоуроках и в речи учителя, а не результатом утомительных «дриллов».
Одним из явных преимуществ такого обучения говорению является тот факт, что дети, начинающие говорить после длительного этапа аудирования (что максимально приближено к естественному пути в овладении языком), не нуждаются в постановке английских звуков. Они имеют хорошее произношение и часто начинают мыслить на языке еще до того, как начинают говорить.