Первый раз в первый класс, или трудности родителей
Ваш ребенок идет в первый класс ?! И это действительно огромное событие. Начинается новый этап жизни вашей семьи. И казалось бы, все замечательно, погоня по школьным ярмаркам подходит к завершению, новенький портфель наполнен яркими и полезными вещицами : пеналы, тетрадки, карандаши... Ваш ребенок с трепетом перекладывает и рассматривает свое богатство. Вы готовите малыша к новым изменениям в его жизни, создаете положительный настрой на учебу. Однако в душе каждого родителя в той или иной степени возникает непреодолимая тревога. Мы задаем себе массу вопросов, на которые порой не знаем ответа. Даже, если ребенок ходил в детский сад, достаточно развит, умеет постоять за себя, мы все равно переживаем, и эти переживания вполне оправданы.
Вот как все происходит. Ребенок попадает в новый коллектив. А это уже достаточный стресс, тем более, что теперь он чувствует возложенную на него ответственность. Ребенок должен освоиться в череде совершенно новых событий и понять суть и важность происходящего. Также перед первоклассником возникает проблема концентрации внимания, ведь далеко не все дети включаются в процесс обучения с легкостью и интересом.
Организация этих вопросов полностью возложена на педагога, который в силу своей профессии, обладает множеством методик и ключей к пониманию психики ребенка. Однако на практике наблюдается и тот факт, что не каждый учитель способен стать хорошим психологом, несмотря на наличие достаточного опыта работы, различных похвал и регалий.
Так, выбирая учителя, которому вы доверяете своего ребенка в такой непростой период его жизни, нужно руководствоваться не только положительными отзывами о педагоге, но и собственными ощущениями при личной беседе. Можно посещать занятия будущих первоклассников и постараться понять, соответствует ли учитель вашим ожиданиям.
Однако, зачастую родители также не имеют достаточного опыта в выборе приоритетов. Многие мотивируют ребенка на достижение высоких результатов в учебе, не смотря ни на что, жертвуя его здоровьем, как физическим искривление осанки, снижение зрения и т.д. ), так и психическим ( стрессы, неврозы ). Самая большая ошибка - это переоценка возможностей ребенка. Как сейчас модно, ребенок помимо нагрузки в школе должен успевать посещать еще различные кружки, дополнительные занятия, уроки иностранного языка и т.д.
А в школе учитель тоже не всегда руководствуется принципом "не навреди" и многократно повышает успеваемость, что конечно добавляет ему авторитета, но часто плачевно сказывается на состоянии учеников. При такой постановке вопроса в классе возникает нездоровая психологическая обстановка, когда банальная оценка знаний звучит как приговор. В результате формируется негативное отношение класса к отстающим ученикам. В коллективе появляются лидеры, на которых ровняется весь класс, и изгои, получающие насмешки и оскорбления. Так происходит потому, что дети младшего школьного возраста видят ситуацию глазами учителя и на основании этого формируют отношение к одноклассникам и к процессу обучения. Таков результат некомпетентной работы педагога. В сложившейся ситуации родители не всегда способны принять быстрое и правильное решение. Иногда встает вопрос о смене учителя или школы, но родители под давлением стереотипов, не сразу решаются на кардинальные меры. Дни идут, самооценка ребенка падает, возникает стресс, а затем невроз.
Невроз со всеми вытекающими последствиями тормозит развитие и мировосприятие маленького человека. Ребенок становится неуправляемым, отказывается идти в школу, выполнять свои обязанности. А родители при этом, не всегда понимая, что происходит с ребенком, ополчаются на него и ужесточают свои требования. Получается замкнутый круг. И мы имеем то, что имеем. Наш ребенок начинает чаще болеть и плохо успевать в школе.
Как же не допустить возникновения такой ситуации?
Во-первых, чутко прислушиваться к настроению и поведению своего ребенка.
Во-вторых, говорить с учителем, заостряя внимание на психологических особенностях вашего первоклассника, с целью установления правильных мотиваций к учебе. Важно также адекватно оценивать нагрузку и чередовать труд с отдыхом, желательно активным ( например, прогулки на свежем воздухе ).
И главное в этот период - проявлять значительное участие в жизни ребенка, быть ему первым помощником, советчиком и защитником. Ведь все это в наших силах!