Как не допустить главную ошибку. Рекомендуют психологи.
Недавно в магазине стала свидетелем разговора мамы с шестилетним сыном. Мама очень волновалась, видимо, только что с собрания родителей первоклассников: у нее в руке был список того, что надо купить к школе – ручки, карандаши, краски, кисточки, пластилин. А мальчик с любопытством изучал витрины, пока не увидел понравившуюся ему игрушку. «Мам, купи мне машинку!» – попросил он. – «Ты в школу скоро пойдешь, никаких машинок теперь!» – сердито ответила мама. В глазах ребенка разочарование и страх. Неведомая школа теперь отнимет у него любимые развлечения. Какая уж тут любовь – тут дело близится к протесту.
Немногие родители понимают, что «первый раз в первый класс» – это не только испытание для их чада, но и для них самих. И от того, как они поведут себя в этот непростой год, зависит не только любовь или нелюбовь ребенка к учению, но и во многом развитие его личности.
Надежные тылы
Многие родители совершают одну и ту же ошибку: с 1 сентября к ребенку резко меняются требования. Еще вчера он жил, что называется, вольной жизнью, а с сегодняшнего дня его будни состоят из одних только «должен»: должен делать уроки, должен помогать по дому, должен уметь, знать, выполнять, слушаться, понимать. Список можно продолжать до бесконечности. Стресс от пребывания в новом коллективе пополняется стрессом домашним. «Родители первоклассника сами должны многое, в частности, быть опорой и поддержкой своему ребенку, – напоминает детский психолог Марина Гуляева. – Малыш должен идти в школу со спокойным сердцем, что его тылы надежно прикрыты».
Для дошколенка важно чувствовать, что дома – спокойная гавань, где он может отдохнуть душой и телом от перегрузок физических и эмоциональных. «Именно в возрасте шести-семи лет у ребенка начинает формироваться личность, собственный взгляд на себя, – продолжает Марина Владимировна. – Он учится строить отношения с одноклассниками и учителями, он впервые осознает факт, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то не хочет». В этот непростой период родители должны всеми силами поддерживать веру своего сына или дочки в себя, а не прикладывать руку к снижению его самооценки.
В это время для малыша как никогда важна стабильность, и самый простой способ эту стабильность создать – соблюдать режим дня. «У ребенка должно быть отведено время на сон, на игры, на уроки, на работу по дому», – советует валеолог Геннадий Лещев. Причем время на эти занятия должно выделяться не спонтанно, а быть ежедневно четко зафиксировано. Тогда малыш будет четко понимать, что у него есть не только обязанности, но и права. Так будет формироваться ответственность и умение сбрасывать напряжение. Конечно, поддержание этого режима нельзя возлагать только на одного первоклассника – родители играют в этом роль гораздо значительнее. Поэтому, если они заинтересованы, чтобы у них вырос гармонично развитый ребенок с правильной самооценкой и здоровой нервной системой, поддерживать режим дня в первый год обучения просто необходимо. Это действительно серьезная проверка жизненной стойкости, доброты, чуткости родителей. Ведь часто они сами психологически не готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Памятка для родителей
Школьные психологи считают ребенка не готовым к школьному обучению, если он:
не самостоятелен или недостаточно самостоятелен; не умеет сосредотачиваться на задании; не умеет слушать инструкцию педагога; больше настроен на игру, чем на учение; не умеет дружить со сверстниками; не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их; слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен; у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и т. д.
Ярмарка тщеславия
Другая распространенная ошибка родителей – желание, чтобы чадо не ударило в грязь лицом. Именно поэтому многие мамы и папы озабочены, чтобы их малыш, придя в первый класс, не только знал все буквы и цифры, но и умел считать, читать и даже писать. Школьные учителя и психологи уверены в обратном: умение читать и считать – не главный показатель готовности ребенка к учебе. Главными навыками для первоклассника считаются развитое внимание, развитые различные виды памяти, воображение, умение высказывать свои мысли. Это значительно облегчает налаживание контактов и сам процесс обучения. «У меня за 29 лет работы были в первом классе и читающие, и не читающие дети. Но вторые очень быстро догоняли первых, а читающие порой даже отставали в обучении к концу года», – признается учитель начальных классов из Владимира Наталья Салихова. По ее словам, запомнить букву легко, если у ребенка нет никаких отклонений в развитии. А вот запомнить характеристику звука, уметь рассуждать, строить свое высказывание – это трудно. Это и становится главным препятствием для успешной учебы.
При этом важно помнить, что ребенок строит отношения к себе из того, как к нему относятся взрослые. Распространенными ошибками родителей являются сравнение со сверстниками и запугивание. «Когда я забирала сына после школы, то часто слышала в фойе разговоры родителей и бабушек с детьми, – рассказывает мама третьеклассника Юлия Первакова. – Одни высказывали своему чаду, что он получил тройку, тогда как у Андрея – пятерка. Другие ругали своих за неопрятность, говоря: «Так и будешь всю жизнь грязнулей!» Юлия сама несколько раз поступала так же, но когда со стороны услышала других, то все желание сравнивать своего сына с кем-то отпало. «Это нечестно по отношению к ребенку, потому что каждый из них неповторим и в чем-то уступает сверстникам, а в чем-то их превосходит», – делает выводы мама. Она сама пришла к выводу, что метод сравнения работает против ребенка, и важнее не указывать ему на его недостатки, а поощрять сильные стороны, хорошие качества. «К тому, что у вашего малыша какие-то вещи, даже самые элементарные, не будут получаться сразу, надо относиться с пониманием и запастись терпением», – говорит учитель начальных классов Наталья Ковальчук. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять?» или «Когда же ты, наконец, научишься?» кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
Несколько коротких правил:
показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения; нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других; следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка; старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком; учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми; не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь; будьте честны в оценках своих чувств к ребенку; всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно; оценивайте только поступки, а не самого ребенка; не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. не отдавайте ребенка одновременно в школу и в секцию или кружок – так вы только усилите стресс. Лучше начать посещать секции за год до поступления в школу или со второго класса; признавайте права ребенка на ошибки; думайте о том, чтобы у ребенка осталось как можно больше счастливых воспоминаний.
Школа на двоих
В первый год обучения ребенку очень важно чувствовать поддержку. Однако простых слов или похвал порой бывает недостаточно. Маленький человек вступил в большой коллектив, где будет находиться еще десять лет, и потому ему важно понять принципы социального общения, научиться ладить со сверстниками и со взрослыми. Ошибки на этом пути неизбежны, а потому очень важно научить первоклассника, как необходимо относиться к тем или иным событиям школьной жизни.
Психологи советуют обязательно разговаривать с ребенком о школе. Спрашивайте его, что интересного, удивительного или грустного произошло. Этот способ дает ребенку возможность прислушаться к себе, проанализировать произошедшее, еще раз как бы со стороны окинуть взглядом прожитый день. «Главное – не торопите ребенка с ответом, дайте ему возможность поразмыслить, вспомнить, еще раз пережить запомнившееся событие», – настаивает детский психолог Наталья Дрозд. При этом, если, например, ваш сын или дочка выглядит расстроенным, ни за что не надо допытываться, что именно его расстроило. Постройте диалог в повествовательной форме: «Похоже, ты расстроен. Наверное, неудачно ответил на уроке». Таким образом, вы побудите ребенка прислушаться к себе и ненавязчиво выведете его на разговор о случившемся. При этом помните: разговор о школе – важная часть эмоциональной поддержки первоклассника. И от того, какой прочной будет эта поддержка, зависит, насколько уверенным в себе и спокойным вырастет ребенок.