В основе умственного воспитания лежит овладение знаниями. Окружающая жизнь - основной их источник для детей дошкольного возраста. Ребенок приобретает знания самостоятельно и под руководством взрослых, в повседневной жизни и на занятиях. Знания, приобретенные детьми самостоятельно, часто хаотичны, бессистемны, случайны. Многие дети, обладая значительным запасом знаний, даже в возрасте 6-7 лет не владеют обобщающими понятиями, не могут самостоятельно установить связи и зависимости между простейшими явлениями. Определение объема знаний для детей разного возраста, их характера и усложнение от группы к группе, т. е. разработка программы по ознакомлению детей с окружающим, является важной задачей педагогических исследований. Попытка определить объем этих знаний впервые была предпринята Коменским. В известной книге «Материнская школа» он указал, какие знания надо дать детям в возрасте до 6 лет. Фридрих Фребель определил круг знаний о цвете, величине, форме, направлениях движения, которые дети должны были получить под руководством воспитателя, занимаясь с«дарами» - специально созданными для этого дидактическими пособиями. Во всех программах советского детского сада большое внимание уделялось ознакомлению с окружающим, в частности ознакомлению с общественными событиями и явлениями. Действующей «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено знакомство детей с природой, с трудом людей разных профессий, с доступными для них явлениями общественной жизни, с предметами, их качествами и свойствами. Отбор сведений об окружающем для программы обучения осуществляется с учетом их воспитывающего характера, научной достоверности, конкретности и доступности детям дошкольного возраста. Само содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим. Программа детского сада предусматривает формирование у дошкольников знаний о природе, воспитывающих любовь к ней, заботливое отношение к растениям и животным; знаний о труде взрослых, которые воспитывают уважение к любому виду труда, бережное отношение к его результатам; на основе усвоения знаний у детей формируется любовь к родному городу, своей Родине, советскому народу, любовь и уважение к В. И. Ленину и его соратникам, интерес к общественной жизни страны. У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчеркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе и обществе. Знания, предусмотренные программой,, доступны всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщенными. Например, во всех группах детского сада дети знакомятся с транспортом, но если в младшей группе они должны только различать основные виды городского транспорта и знать их назначение, то в подготовительной требуется уже знать, как городские его виды, так и дальнего следования, особенности труда людей, работающих на транспорте, знать правила пользования общественным транспортом, уметь сравнивать между собой разные транспортные средства. Знания должны быть конкретными. Для того, чтобы, сформировать у детей представление о Родине, воспитатель читает им книги и рассказывает о разных народах нашей страны, об их обычаях, видах труда, природных условиях, в которых они живут. Можно выделить две категории знаний, которыми должны овладеть дети: простые знания, для усвоения которых практически не требуется специального обучения, а достаточно простого общения взрослых с детьми, игр, наблюдений, и более сложные, которые могут быть усвоены только в процессе обучения на занятиях. В «Программе воспитания в детском саду» выделены разделы «Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи» (в повседневной жизни) и «Ознакомление с окружающим и развитие речи» (в процессе обучения на занятиях). В ходе организованного обучения воспитатель направляет внимание детей на то главное, что они должны усвоить при ознакомлении с окружающим, учит способам более полного восприятия предметов и явлений. Одной из задач умственного воспитания является систематизация знаний. Система знаний - это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил. Благодаря системности знания человека становятся более действенными, подвижными, он может быстрее использовать их при решении практических или познавательных задач. К. Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голрва, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Системность усваиваемых знаний активизирует умственную деятельность ребенка, так как сама система складывается в результате аналитико-синтетической мыслительной деятельности и обеспечивает более быстрое и осознанное усвоение новых знаний. Основой систематизации знаний является установление связей. Системы знаний у ребенка-дошкольника складываются как на уровне представлений, т. е. чувственно-практического опыта, так и на более высоком - теоретическомув форме понятий. Например, дошкольник знакомится с характерными признаками времен года; накопление таких сведений представляет собой систему знаний на уровне представлений. Ребенок различает цвет, форму, величину, свойства и качества предметов и может охарактеризовать каждый из них с точки зрения присущих ему качеств: он владеет системой представлений о свойствах и качествах предметов. У дошкольников формируются обобщенные представления об общественных явлениях, событиях. Например, благодаря многократному наблюдению различных видов труда у детей складывается система представлений о труде взрослых. На основе первоначальных знаний о жизни детворы в нашей стране, о труде советских людей, о выдающихся деятелях - создателях Коммунистической партии и Советского государства, о жизни и дружбе народов национальных республик СССР формируется первоначальное представление о нашей Родине. Дети дошкольного возраста усваивают некоторые знания и на более высоком уровне - понятий, т. е. знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, выраженных в словах. Например, при изучении основ элементарной математики дети усваивают закономерности образования чисел, некоторые зависимости между ними (число состоит из единиц, большее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему, число не зависит от величины или расположения пересчитываемых предметов и др.); при ознакомлении с природой - отдельные закономерности природных явлений (зависимость сезонных изменений в природе от солнечного света и тепла, внешнего вида животных от их образа жизни, роста растений от условий и ухода за ними и др.). Система знаний у детей не остается неизменной. Она постоянно углубляется и расширяется в процессе обучения и по мере накопления жизненного опыта. Воспитатель последовательно работает над ее формированием. Например, в младшей группе он обращает внимание детей на наиболее яркие единичные признаки времен года, в средней - учит выделять основные, характерные признаки, в старшей - формирует знания о последовательности сезонных изменений, их закономерной повторяемости и связях между явлениями живой и неживой природы. Дети старшей и подготовительной групп должны усвоить систему знаний о доступных их пониманию общественных явлениях, например о труде взрослых. Они должны знать, что каждый человек трудится, что труд выполняется им для людей, для общества, что он носит коллективный характер, что люди взаимосвязаны друг с другом в труде. К этому выводу-обобщению ребенок подходит на основе накопления знаний в результате наблюдений за разными видами труда. Дошкольник должен понимать некоторые закономерности: все, чем мы пользуемся, создается трудом человека; трудится каждый, чтобы создать что-то полезное; труд - это усилие, преодоление трудностей; трудности предолеваются легче, когда не один человек, а много людей работают вместе; результаты труда зависят от отношения каждого своим обязанностям; машины, техника облегчают труд. Системы знаний о труде могут быть разными: о различных по содержанию его видах, о их взаимосвязях и взаимозависимостях, о людях разных профессий (рабочее место, орудия труда, трудовые действия, результаты, отношение к труду) и др. Воспитатель, намечая программное содержание занятий, продумывает, как будет выглядеть та система знаний, которую дети должны усвоить на том или ином занятии, как они будут связаны со знаниями, полученными на других занятиях. Так, знания о труде повара, библиотекаря, учителя - это часть системы сведений о разных видах труда; знания об основных трудовых действиях повара, об орудиях труда, которыми он пользуется,- часть системы знаний о процессе труда; знания о труде разных работников почты - это часть системы знаний о коллективном характере общественного труда. Чтобы понять сущность общественного характера труда, ребенок должен познакомиться, таким образом, с многочисленными его видами. Выявление объективных связей, отношений внутри явления создает предпосылки к тому, что отдельные факты, стороны явления выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости. Дети задают большое количество вопросов об Вопросы детей окружающем. Вопросы - показатель детскол к ответамВнаИних любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствуют об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое. Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. Первые вопросы, которые он задает в возрасте около двух лет, носят ориентировочный характер и связаны с предметами, непосредственно его окружающими. Ребенка интересуют названия и назначение предметов: «Что это? Кто это? Зачем?» Нередко первые вопросы не имеют ясно выраженной познавательной направленности. В вопросе проявляется желание малыша продлить общение со взрослыми. Поэтому бывают и такие случаи, когда ребенок, задав вопрос, убегает, не дождавшись ответа. Иногда вопросы носят цепной характер и следуют один за другим: «А зачем трава? - Чтобы корова ела? - А зачем, чтобы корова ела? - Чтобы молоко давала? - А зачем чтобы молоко давала? - Чтобы деток кормить? - А зачем деток кормить?» и т. д. Детей привлекает скорее игра в вопросы и ответы, чем действительный интерес к ответу взрослого. Они часто задают вопросы и о том, что им известно, но в чем хотят утвердиться. Познавательные вопросы возникают на основе накопленных знаний. К 4-5 годам, когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно воспринимает. У детей появляется интерес к причинно-следственным связям между явлениями. Они часто задают вопрос «почему?». Не случайно детей в возрасте 5 лет называют почемучками. Детские вопросы разнообразны и чрезвычайно интересны. Они показывают ход мысли ребенка. Множество детских вопросов запечатлел в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский. По этим вопросам, собранным в разные годы, можно проследить, как менялся круг интересов и знаний дошкольников. Содержание детских вопросов разнообразно: об окружающих предметах, их назначении и качествах, о природе, о технике, о мироздании и происхождении человека, о людях и их поступках, об общественных явлениях и событиях. Они требуют ответа, от них нельзя отмахиваться. А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на вопрос его: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство, и оно требует осторожности». На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. Если ребенок при некотором усилии и помощи взрослых или сверстников может сам найти ответ, не следует спешить с готовым ответом. В некоторых случаях к ответу на вопрос можно привлечь других детей. Когда воспитатель видит, что они не находят ответа или этот ответ неправилен, он помогает детям, дает правильное объяснение. Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Краткий ответ («да», «нет») не способствует развитию любознательности: воспитатель должен помочь ребенку глубже увидеть явление, показать связи и зависимости между явлениями. Лучше, если ответ подтверждается примерами или наблюдениями, тогда он более понятен ребенку и потому более убедителен. В связи с тем что дети задают немало вопросов, связанных с неизвестными им словами, смысл которых для них не может быть доступен, не следует искать упрощенного объяснения сложных терминов и явлений («Что такое трансформатор?» «А синус, он какой?»). В таких случаях лучше сообщить ребенку, что об этом он узнает позднее, в школе. В то же время, если воспитатель не знает ответа на какой-то вопрос, не следует уходить от него. Педагог может ответить, что он найдет нужный ответ в книге, это воспитывает уважение к знанию и укрепляет авторитет воспитателя. Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для умственного развития ребенка: благодаря им расширяется кругозор, развивается мышление, формируется устойчивый интерес к приобретению знаний.