Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1- подготовительный (до одного года); 2- преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет); 3- дошкольный (до 7 лет); 4- школьный. Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Подготовительный (с момента рождения до года). С момента рождения появляются голосовые реакции: крик и плач. Через две недели можно заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами . Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую-оживляется, на резкую-плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца-лепет ( агу-угу, тя-тя и т. д.). Лепет- это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6-ти месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется правильная речь ребенка. Преддошкольный (от одного года до 3 лет).Это этап становления активной речи. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. Слово папа может означать пришел папа, нет папы, папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря: в 1,5 года – до 50 слов; в 2,5 года – до 300 слов; в 3 года - до 1000 слов. Значения слов становятся все более определенными. К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у многих детей еще отмечается нарушение звукопроизношения. Можно обнаружить дефекты свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. Формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Параллельно с развитием словаря идет формирование грамматического строя речи. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины.). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее- мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи- письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: -быть психически и соматически здоровым; -иметь нормальные умственные способности; -иметь нормальные слух и зрение; -обладать потребностью в речевом общении; -иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.