Особенности психосексуального развития мальчиков и девочек
Принято думать, что половое влечение формируется в период полового созревания, когда активизируются эндокринные железы и в кровь начинают усиленно поступать половые гормоны.
Уровнем гормонов действительно определяется многое: время появления первого семяизвержения у мальчиков и первой менструации у девочек, способность к зачатию, частота семяизвержений у мужчины и в некоторой степени - сила влечения. Но направленность сексуального влечения, его индивидуальные особенности зависят в основном от психосексуального развития, которое проходит долгий и сложный путь, начинаясь с первых месяцев жизни и даже еще до рождения.
Во внутриутробном периоде у девочки и мальчика по-разному формируются не только половые органы и эндокринные железы - дифференцировка затрагивает и структуры мозга, ответственные за половое поведение.
Как и вся - центральная нервная система, эти структуры очень чувствительны к различным повреждающим факторам - инфекциям, кислородной недостаточности, интоксикациям, в том числе алкогольной. Поэтому неблагоприятное течение беременности, особенно в период с 6-й по 32-ю неделю, создает риск отклонений в сексуальном развитии ребенка. А возникнут такие отклонения или нет, уже зависит от последующих условий воспитания, от того, в какой семье будет расти ребенок.
Психосексуальное развитие не есть нечто особое, изолированное от общего психического развития. Но оно имеет свои особенности. Первый из них - формирование полового самосознания. И надо сказать, что эта первая ступень очень важна для всей будущей жизни. Кому нравится женщина, лишенная женственности, мягкости, грации, угловатая, резкая, отвергающая атрибуты поведения, внешнего облика и эмоциональности, которые являются и привилегией, и прелестью женского пола? Кому нравится мужчина феминизированный, не волевой, не способный стать опорой семьи? А ведь очень часто истоки этих печальных превращений лежат в ошибках воспитания.
Осознанию собственной половой принадлежности всегда предшествует умение различать людей по полу. Оно появляется раньше многих других умений. Среди людей, окружающих маленького ребенка, особую роль играет мать. Привязанность к ней становится как бы моделью других привязанностей, дает толчок формированию теплого отношения к людям, создает чувство защищенности, психического равновесия. Замечено, что дети, лишенные в раннем детстве эмоционального контакта с матерью, в последующем не умеют общаться со сверстниками, бывают агрессивными, жестокими, неразборчивыми в выборе товарищей, у них часто снижена способность к фантазированию, что всегда сказывается в последующем на особенностях сексуального влечения.
Ласка ребенку необходима. Но когда-то бытовал строгий совет: не заласкивайте детей, это ведет к развитию ранней сексуальности! Однако не будем забывать и об обратном: ребенок, не испытавший нежных материнских прикосновений, воспитанный в спартанской изоляции от всего «плотского», став взрослым, может оказаться сухим и холодным в общении с близкими, неумелым и грубым в минуты интимной близости...
Девочке ласка необходима гораздо больше, чем мальчику. У девочек, кстати, ниже пороги болевой чувствительности, они капризнее, чаще требуют, чтобы их брали на руки, как будто чувствуют, что «недоласканность» скажется в будущем. А сказаться она может снижением чувствительности эрогенных зон.
В первые годы жизни у ребенка формируется речь, развивается способность сопоставлять и противопоставлять явления окружающего мира. Он учится не только различать и называть животных, людей, но и противопоставлять их по полу. «Дядя» и «тетя» к году определяются уже безошибочно.
Становление понятия «я» совпадает и со становлением полового самосознания, отождествлением себя с представителями своего пола. «Я - мальчик», «я - девочка» - для ребенка большое открытие. И вполне естественно, что он раздумывает над этой проблемой, внимательно рассматривает все части своего тела.
Пока он изучает свои ноги, нос, руки, родители спокойны, но как только его внимание переключается на половые органы, они начинают тревожиться и чуть ли не видеть в своем малыше задатки «испорченности». А ведь детское любопытство в этом возрасте направлено на все без исключения.
Нет никаких оснований волноваться, если сын в 2-2,5 года стучит в ванную, требует, чтобы его впустили, и с изумлением рассматривает и трогает маму, поворачивая ее во все стороны. Обычно выясняется, что до этого он никогда не имел случая увидеть, что мама устроена так интересно...
Недопустимо наказывать и девочку пяти-шести лет, если она, вернувшись домой из детского сада, с восторгом рассказывает родителям о строении половых органов у мальчиков. Это признак не ее преждевременного созревания, а того, что информация, наоборот, несколько запоздала и потому вызвала столь эмоциональное восприятие. В больших семьях, где у каждого ребенка есть и младшие, и старшие братья и сестры, не возникает особого интереса к этой проблеме, так как анатомические различия дети видят с самого раннего детства и - воспринимают их как должное.
Не надо пугаться, если вы узнаете, что ваш 3-4-летний сын или дочь вместе с несколькими сверстниками рассматривали и демонстрировали друг другу свои половые органы,- так делает большинство детей во всем мире, точно так же, как во всем мире существует детская игра «в доктора». Нездоровой окраски, как правило, в этих играх нет, они лишь утверждают детей в понятии половых различий.
В норме такой этап заканчивается примерно к пяти - семи годам. К этому возрасту ребенок уже не только не сомневается в том, к какому полу он относится, но и знает все признаки половой принадлежности - внешний вид, одежда, строение тела, в том числе половых органов. И, как все давно известное, это до поры до времени теряет для него интерес.
Повторим еще раз, что правильное формирование полового самосознания в раннем детстве - важная предпосылка нормального сексуального развития. Напрасно многие педагоги и родители считают полное отсутствие интереса ребенка к строению тела и половых органов признаком благополучного развития. Наоборот, плохо, если половая осведомленность значительно запаздывает и впервые о строении и функциях половых органов своих и противоположного пола ребенок узнает в период полового созревания. Вот тогда-то эти знания приобретают возбуждающую, нездоровую окраску. И более того: задержка психосексуального развития, запоздалая информация могут создать почву для возникновения в будущем сексуальной патологии.
Это не надо понимать так, будто ребенка необходимо специально «просвещать». Природа мудро поработала за нас, вовремя создав у детей те интересы и импульсы, которые способствуют правильному психосексуальному развитию. И не надо мешать естественному ходу событий, а лишь при необходимости корригировать его.