Обучение детей с хроническими заболеваниями на дому
Многие родители обучают детей на дому, причем это касается не только дошкольников, но и школьников. Чем может быть мотивирована такая позиция? В первую очередь, это выход из ситуации, когда ребенок болеет каким-либо хроническим заболеванием. В этом случае обучение на дому вызвано необходимостью. Но случается, что родители просто не хотят отдавать ребенка в садик, объясняя это тем, что дети в детском саду постоянно болеют, что воспитатели относятся к ним не подобающим образом, что ребенок будет быстрее и лучше развиваться в домашней обстановке среди близких любящих людей.
Что включает в себя домашнее обучение? Какие существуют варианты обучения на дому?
Варианты обучения на дому:
• Ребеночек занимается с преподавателями на дому, но зачеты ходит задавать в школу.
• Ребенок постоянно находится дома, к нему приходят учителя из школы. Зачеты ребенок так же сдает на дому.
• Ребенок может частично посещать школу. Имеет возможность некоторые предметы изучать на дому (или сам или с учителем). На выбранные предметы ребенок приходит в школу.
• Также есть вариант, когда ребенок сам или с родителями занимается на дому и приходит в школу только для сдачи зачетов и контрольных работ.
В выборе обучения многое зависит от состояния здоровья ребенка, степени щепетильности его проблемы. Существуют и специальные школы для детей-инвалидов. В таких школах учатся дети с различными хроническим заболеваниями, уровень интеллекта которых соответствует нормальному развитию. Например, дети с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дети с различными травмами рук, ног, позвоночника.
В этих специальных школах программа обучения облегченная, преподаются только основные предметы. Обычно в классах такой школы человек не много: по пять, шесть детей. В день проводится не более четырех уроков. К тому же в таких школах вместе с учителями работают психологи и социальные работники. Они помогут родителям выбрать оптимальный вариант обучения индивидуально для каждого ребенка.
Хотя и в такие школы родители иногда не отдают детей, считая, что это их обижает. Они выбирают вариант домашнего обучения дому. Но давайте все же рассмотрим плюсы и минусы обучения на дому детей с хроническими заболеваниями.
Преимущества домашнего обучения
• Обеспечен необходимый постоянный контроль за состоянием здоровья. Соблюдение режима дня. При диабете контроль за уровнем сахара, соблюдение специальной диеты.
• Предупреждение утомляемости, возможность в меру распределить нагрузку и отдых, в зависимости от заболевания.
• Психологически благоприятная атмосфера. Трудности с обучением не страшны ребенку в привычной домашней обстановке. Ребенок быстро и безболезненно адаптируется к новому виду деятельности.
• Обучаясь на дому, ребенок мало контактирует с другими людьми, а значит и уменьшается риск инфекционных заболеваний.
• Родители могут контролировать ребенка в выборе друзей. Ведь всем известно, как негативно повлиять на ребенка могут плохие компании.
Существуют и другие плюсы в домашнем воспитании и обучении детей с хроническим заболеваниями. Но есть и минусы.
Недостатки домашнего обучения
• Дети, обучаясь на дому, не могут сравнивать результаты своего труда с результатами других детей. Соперничество в борьбе за лучшую работу отсутствует, поэтому дети выполняют всегда задания «как сделают, так сделают». Они не стремятся к лучшему результату. К тому же они постоянно нуждаются в помощи взрослых, не веря в свои силы.
• У ребенка узкий круг общения. Он сравнивает здоровых детей с собой (не в свою пользу). Это приводит к нарушениям коммуникативного общения, к снижению самооценки. Ребенок с годами все сильнее привязывается к родителям, становится зависимым от их мнения.
• В более зрелом возрасте, в подростковом, отношения с родителями отодвигаются на второй план. У подростков появляются симпатии к противоположному полу. А это приводит к появлению удручающих мыслей (я не такой, я ей не понравлюсь). В итоге ребенок сторонится людей, становится еще более замкнутым или даже агрессивным.
• Чаще всего такие дети в будущем становятся затворниками. Чувствуют себя одинокими, никому не нужными, слабыми.
Да, в обучении на дому детей с хроническими заболеваниями есть и плюсы, и минусы. Но при том надо сказать, что сейчас дети с компенсированной формой хронического заболевания почти всегда имеют возможность обучаться в обычных школах. Более того, могут учиться даже в школах с программой повышенной сложности. Например, существуют математические, языковые, биологические, исторические, географические и другие школы, в зависимости от предпочтений и интересов ребенка.
Но родители чаще всего болезнь ребенка воспринимают как трагедию. Они оберегают ребенка от всех и всего, не думая о том, что так ему еще тяжелее придется пробиваться во взрослой жизни. Тем более, что в таких случаях дети сами начинают считать себя больными, безнадежными, «другими». А это приводит к серьезным нарушениям психики и физического развития детей.
Бывает, что как только у ребенка, болеющего каким-либо хроническим заболеванием, возникают трудности в школе, его тут же переводят на домашнее обучение. Родители, не спешите, сначала узнайте причину неприятностей со сверстниками или трудностей с освоением школьной программы. А уже после делайте выводы.
Конечно выбор за вами, родители. Посоветуйтесь с врачами ребенка, психологом, учителями, спросите мнение самого ребенка. Но, выбирая способы обучения для своего ребенка, помните, что это решение повлияет на всю его дальнейшую жизнь.