Еще при рождении природа закладывает в организм наших детей достаточно большие резервы здоровья. И они могут сохраняться всю жизнь, если их правильно использовать и своевременно пополнять. К сожалению, не всегда этим простым советам следуют. И как результат — рост всевозможных заболеваний (органов дыхания и пищеварения, нарушение осанки, ухудшение зрения) у школьников, а также тревожные случаи смерти детей на уроках физкультуры. Почему так происходит? Как восстановить и сохранить здоровье школьников? Поговорим об этом подробно.
ПЯТИЛЕТНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 1994—1999 годах по распоряжению Представителя Президента Украины в г. Киеве была принята к внедрению комплексная межведомственная оздоровительная программа «Школьник». Было обследовано 20 тысяч детей. Главная задача: выявить их уровень здоровья, чтобы при необходимости повысить его до безопасного. Оказалось, что у 46% школьников низкий и ниже среднего уровень здоровья, то есть опасный для жизни, 90% — имеют функциональные и органические нарушения осанки. Для ослабленных детей были разработаны индивидуальные программы физических нагрузок и за два месяца занятий под контролем врачей районных Центров здоровья, в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями, более 60% детей восстановили свое здоровье до безопасного уровня. Валеология (наука о здоровом образе жизни) делит соматическое (телесное) здоровье людей (в том числе и детей), по уровню физического развития, переносимости нагрузочных проб и времени восстановления функциональных показателей после нагрузки, на 5 уровней здоровья: 1) высокий; 2) выше среднего; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) низкий. Низкий и ниже среднего — это опасные уровни здоровья, когда нельзя прогнозировать надежность человека (особенно ребенка) при высоких физических или эмоциональных нагрузках, так как они могут спровоцировать даже смерть при нагрузке. Именно дети с низким уровнем здоровья, по нашим данным, умирали на уроках физкультуры. И, в большинстве случаев, они систематически не занимались или очень мало внимания уделяли физической активности. Получается порочный круг: из-за двигательной недостаточности ухудшаются обменные процессы, снижаются функциональные возможности организма и, соответственно, переносимость нагрузок. Как разорвать этот круг? Большинство специалистов утверждают, что рациональное питание и непринятие вредных привычек, систематические физические занятия позволяют достаточно быстро восстановить здоровье ребенка до безопасного уровня. Остановимся на последнем.
ПРАВИЛО «639+1»
Приведу такие цифры. В Украине только около 12% людей начинают день с утренней зарядки, в Германии — 68, в США — 78, в Японии — 75%. Утренняя зарядка «умывает» кровью 639 скелетных мышц, эффективная работа которых обеспечивает здоровье всего организма. Врачи Древнего Востока говорили: «У сердца — царственной мышцы — 639 помощников (каждая — малое сердце). Правило «639+1» должен знать каждый человек с детства: помоги своему сердцу (1) работой всех скелетных мышц (639), и ты проживешь долго». К этому совету желательно прислушаться, и вот почему. Мировая статистика последних лет, которая касается всего населения планеты, свидетельствует, что в результате гиподинамии (малоподвижного образа жизни) ежегодно в мире умирает около 1,9 млн человек. Кроме того, низкая физическая активность увеличивает риск смерти от онкологических заболеваний на 45% среди мужчин и на 28% среди женщин; от заболеваний легких — на 92% среди мужчин и 75% среди женщин; от сердечно-сосудистых заболеваний, соответственно, на 52% и 28%. Риск же смерти от физического перенапряжения — 1 внезапная смерть на 1,5 млн интенсивных тренировок. При этом среди лиц, занимающихся интенсивными тренировками менее 1 раза в неделю, риск внезапной смерти от физических нагрузок в 7 раз выше, чем у тех, кто тренируется в интенсивном режиме 5 раз в неделю.
ИЗРАИЛЬ И ДОЛГОЖИТЕЛИ
Полезно поучиться отношению к своему здоровью, например, у жителей Израиля. Расскажу эпизод, который произошел со мной во время поездки в эту страну. В 6 часов утра я отправился на утреннюю пробежку на берег Средиземного моря. И совершенно неожиданно для себя увидел там столько народу, словно у нас на Крещатике в выходные дни. По 7-километровой дорожке для пробежек ходили, бегали и молодые люди, и в возрасте в кедах, маечках, курточках. Меня это очень поразило. Я спросил у одной 80-летней бабушки: «Зачем вам это нужно?». Она ответила: «Я хочу жить, мне нужно здоровье». Они друг другу замечания делают: «Вы не так ходите, надо руками размахивать и большие шаги делать». Понимают, для чего это нужно, и на собственном опыте убедились, насколько двигательная активность полезна для организма. Кроме того, в городах, на трассах повсеместно размещена социальная реклама, пропагандирующая все виды спорта, спортсменов, спортивные достижения жителей страны.
ПРАВИЛЬНАЯ НАГРУЗКА
Приведенные примеры и цифры указывают на то, что физическая нагрузка необходима каждому человеку. А школьникам, у которых организм только формируется, в особенности. Поэтому уроки физкультуры в школах нельзя отменять, но их нужно организовывать правильно. Учитель физкультуры должен прежде всего научить детей выполнению различных физических упражнений и постепенно наращивать нагрузки в зависимости от уровня подготовки ребенка и физического состояния. Обязательно дети должны получать домашнее задание по физкультуре — что следует «подтянуть», что усовершенствовать. Современный школьник не подготовлен к сдаче нормативов, которые от него требуют в школе. Кроме того, эти нормативы разрабатывались еще в 30-х годах, когда люди были значительно крепче, на них еще не оказали пагубное влияние блага цивилизации (компьютеры, транспорт, другие технические достижения), экология. Люди много двигались, выполняли, в основном, тяжелую физическую работу. В стране активно разворачивалось массовое физкультурно-оздоровительное движение, вводились нормы ГТО, БГТО и каждый ребенок должен был выполнить эти нормы. Повсеместно работали клубы ДОСААФ, в школах работали спортивные секции, и школьники после уроков, как правило, тренировались в спортзалах и на стадионах школы. Сейчас же ситуация с двигательной активностью абсолютно другая. Дети реализуют свою двигательную потребность лишь на 11%, проводя все свободное время за телевизором, компьютером, на уроках. Чтобы быть здоровым, ребенок должен получать физическую нагрузку. Но эта нагрузка должна быть постепенной, от малого к большему, что очень важно. Общие требования: 3 занятия физкультурой в школе и 2—3 дома, хотя бы по 30—40 минут, то есть заниматься 5—6 раз в неделю. Это не так много, но польза для здоровья огромная.
ПОЛЬЗА ИГРОВЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Также школьник, активно занимающийся физкультурой и спортом, отвлекается от вредных привычек (употребления алкоголя, курения, наркотиков), которые ухудшают здоровье и снижают физические возможности ребенка в достижении спортивных результатов. Психика ребенка устроена так, чтобы стремиться к лучшему, соревноваться и побеждать. Это он может получить, участвуя в игровых видах спорта, которые несут в себе много положительного: эмоциональный подъем (забил мяч, сделал хорошую подачу, обратил на свои положительные качества девочек или мальчиков), дозированную нагрузку (есть время отдохнуть и поиграть), максимальный контроль преподавателя за происходящим. Вначале желательно, чтоб игровая площадка была небольшой, с радиусом приблизительно 10 метров, тогда дети будут получать необходимую, но не предельную, опасную для здоровья, нагрузку. Для участия в играх на мини-площадках можно ставить в пары детей с одинаковым уровнем здоровья. Таким образом, занятия будут безопасными, а тренировочная эффективность достаточная. Дома предложите ребенку несложный комплекс физических упражнений, который позволит включить в работу все мышцы тела (не обязательно их качать, но они должны активно сокращаться, что улучшает их кровоснабжение): вращение шеей, сгибание-разгибание рук и ног, наклоны вперед-назад, повороты туловища вправо-влево, приседания и т.д. Помните о регулярности занятий. А также о том, что вы, родители, — самый лучший пример для детей. Поэтому присоединяйтесь, вдохновляйте их своим желанием быть здоровыми и активными. Иногда школьники стесняются заниматься на общих площадках, им неловко от того, что другие выполняют что-то лучше их. Они говорят: «Вон тот дяденька намного старше меня и подтягивается, а я не могу». Поддержите их, объясните: «Он занимается всю жизнь. А тебе нужно укрепить свое здоровье, постепенно и ты сможешь добиться многого».
КУПЕР И ЕГО АЭРОБИКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Еще один важный принцип, который позволит повысить уровень здоровья школьников: от малого к большему. Нагрузки должны быть постепенными, с учетом контроля пульса. Американский психофизиолог Кеннет Купер предлагает такой подход: первые 6 недель занятий пульс не должен превышать 130 ударов в минуту; через 6 недель разрешается пульс 180 минус возраст, это примерно 160—170 ударов в минуту; а через 12 недель — нагрузка на полную мощность, до потения. Купер — автор книги «Аэробика для хорошего самочувствия» — в результате многолетних исследований и практических занятий с тысячами людей, обращавшихся в созданный им центр, разработал систему оздоровительных упражнений, которую назвал аэробикой, то есть способствующей обогащению организма кислородом воздуха. Книга стала бестселлером и дала невероятный толчок к массовому оздоровлению американцев. Она легла в основу 20-летней оздоровительной программы, внедрение которой помогло снизить уровень сердечно-сосудистых заболеваний с 60 до 40% и увеличить продолжительность жизни на 8—12 лет. Таких достижений в истории здравоохранения не было ни в одной стране за последние сто лет. Советую прочесть всем родителям и школьникам эту книгу.