Тут помню. Там не помню. Вы считаете, что ваш карапуз не в состоянии вспомнить события прошедшего дня, недели или месяца? Или, наоборот, в вашем представлении мозг новорожденного малыша напоминает ЭВМ и будет сохранять всю информацию без разбора? Действительно, маленькие непоседы то удивляют родителей молниеносным запоминанием новых образов, слов, стихов, то обескураживают их своей забывчивостью — на следующий день после посещения зоопарка все увиденные там животные сливаются в памяти ребенка в одну бесформенную серую массу… А через месяц кроха уже и не помнит, что там побывал! Объяснения всем этим странностям можно найти в физиологических особенностях памяти детей разного возраста.
Факт Когда ученые задались целью выразить числом, сколько единиц информации может сохранить мозг 3-летнего малыша, цифра оказалась не просто внушительной — после единицы следовало десять с половиной миллионов километров нулей!
Люди в белом
Где-то в 6 месяцев у малыша формируются первые эмоциональные реакции, могут появиться страхи. Один из самых распространенных — человек в белом халате. Так, во время врачебных процедур кроха испытывает массу неприятных эмоций. При этом он еще не в состоянии понять, зачем доктора его «мучают». Результат — увидев человека в белом халате, малыш начинает плакать.
Чаще всего из детства вспоминаются не конкретные факты, а эмоции и ощущения, связанные с ними. При этом специалисты связывают это с несколькими факторами — физиологической особенностью памяти детей раннего возраста (она носит кратковременный характер), а также отсутствием возможности плохо говорящего малыша связать события со словами.
С рождения до года Согласно исследованиям, часть мозга, отвечающая за память, полностью созревает к 9–10 месяцам. Это лобные доли, которые отвечают за формирование кратко- временной памяти. В 6 месяцев у некоторых малышей уже имеются свои первые воспоминания. Правда, физиологи на данном этапе развития предпочитают такие термины, как «привыкание» и «узнавание». Так, уже месячный малыш может привыкнуть к определенному положению или позе во время кормления и начинает активно воспроизводить сосательные движения, как только в ней оказывается. После 3–4 месяцев младенец может сохранять в памяти особо значимые образы. Он, например, способен узнавать лицо и голос матери, отца.
Где мама? Если в первые 6 месяцев жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение малыша запоминать заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать его глазами.
10,8 % наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам 74,9 % воспоминаний относятся к трем — четырем годам 11,3 % приходится на пятый год жизни 2,8 % — на шестой, при этом они носят размытый и несвязный характер
Упражнения, развивающие память РЕБЕНКА ОТ 0 до 1 ГОДА:
1. Отправляясь с 5–6-месячным карапузом на прогулку, рассказывайте ему об окружающих его предметах. Помогите малышу сосредоточиться на каком-либо одном объекте, расскажите о нем что-нибудь интересное, дайте его потрогать, если это возможно. За одну прогулку уделяйте внимание не более чем 2–3 объектам. Обязательно вернитесь к ним еще один раз. Покажите крохе их и на следующий день.
2. С 8-месячным малышом можно поиграть в «спрятанный предмет». На глазах у ребенка уберите игрушку под одну из лежащих перед ним пеленок. Как только он найдет ее, спрячьте снова на прежнее место. А потом так, чтобы малыш видел, уберите ее под другую пеленку. Обратите внимание: хотя карапуз следил за вашими действиями, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант «тайника» зафиксирован в его памяти. Если вы будете регулярно практиковать эту игру, то вскоре заметите, что время поиска будет сокращаться.
3. С 9-месячного возраста малышам подходят пальчиковые игры или гимнастика, где действия связаны со словами, сопровождаются потешками: «Сорока-ворона», «Ехали — ехали».
От 1 до 3-х лет. В этот период наиболее значимым типом памяти является двигательный. Кроха запоминает различные движения и действия. Однако они еще не доведены до автоматизма: если прекратить их постоянно повторять, малыш их в скором времени забудет. В этот период запоминается все само собой, то есть память является непроизвольной. Дети впитывают как губка информацию из окружающего — все то, что связано с их непосредственной деятельностью, что им необходимо, интересно, все, что вызывает сильные эмоциональные реакции. Исследования показали, что прежде всего запоминаются события или образы, отрицательно окрашенные, потом — положительно окрашенные и только после — нейтральные.
В 1-3-летнем возрасте тесно переплетаются воображение и память. В сознании малыша часто смешивается то, что было в действительности, и то, что он выдумал сам. При этом он на 100 % уверен в реальности воображаемых событий.
Время изучать английский В раннем дошкольном возрасте выделяется так называемая словесная память (потом она сливается со смысловой). Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь такое обучение на 70 % состоит из изучения словесной грамматики, где надо просто запоминать, а не понимать. В этом возрасте малыши могут не только воспринимать некую информацию, но и воспроизводить ее. Кроха может вдруг вспомнить дела давно минувших дней, о которых вы уже и помнить забыли… Происходит это чаще всего неожиданно и под воздействием какого-либо внешнего фактора, оказавшего сильное впечатление. Например, почувствовав аромат цветущей сирени, малыш может вспомнить прошлогоднюю летнюю прогулку, когда воздух был наполнен таким же запахом. Однако в этом возрасте ребенок еще не умеет управлять своей памятью, и его воспоминания могут быть отрывочными, бессистемными и бессвязными.
Завтра вспомню Для детишек 3–5 лет характерно явление «смутного воспоминания» — реминисценции, когда сразу же после восприятия новой информации ребенок может ничего не воспроизвести, зато на следующий день выдаст вам весь объем по полной программе. Чаще всего это связано с тем, что информация для малыша оказывается слишком объемной или сложной, нервные клетки утомляются и не могут ее осмыслить сразу и полностью, для этого им необходимо некоторое время.
Долгосрочная память В среднем дошкольном возрасте сведения «закрепляются» в голове настолько прочно, что могут вспомниться даже во взрослом состоянии. Связано это с тем, что у ребенка активно развиваются височные доли головного мозга, отвечающие за долговременную память. Чаще всего «всплывают» факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску — ожог, нападение собаки, травма и прочее. Большинство воспоминаний взрослых о своем детстве относятся именно к этому периоду.
Тренировка мозга Всем известно, что мышцы тела могут увеличиваться в размере и становиться сильнее в результате регулярных тренировок. То же самое можно сказать и о памяти. Даже если природная (генетически обусловленная) память вашего малыша не так уж и сильна, вы можете ее усовершенствовать с помощью различных игр и упражнений
Сфотографировал! У некоторых малышей встречается особый вид зрительной памяти — эйдетическая. Ее называют фотографической. Чадо, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Этот вид памяти закладывают в основу методики раннего запоминания, основанных на демонстрации различных изображений, букв и слов. Эта память — возрастная особенность дошколят, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Психологи пока не установили, почему, взрослея, малыши в большин-стве случаев теряют способность к такому запоминанию. Возможно, это явление функционально обусловлено, ведь объемы информации с возрастом растут и начинает доминировать другой вид памяти — словесно-логическая.
Прием для лучшего запоминания — мнемотехника. Научите малыша не просто запоминать предметы, а придумывать между ними логическую связь.
Только не забывайте вот о чем: 1. Ребенок может запомнить все, что связано смысловыми ассоциациями с уже известными ему понятиями. Например, кроха до года уже в состоянии связать мячик с игрой. Важным элементом ассоциации является окружение ребенка. Чадо может с легкостью декламировать стишок дома и не вспомнить ни строчки из него на улице, так как процесс припоминания связан с домом или садиком.
2. Мозг ребенка в состоянии запомнить все то, что кажется необычным. Это свойство памяти известно как эффект Ресторфа. Одно из его проявлений —эффект первого раза. Ребенок лучше запоминает все то, что происходит с ним впервые: полет на самолете, первый сильный ушиб, выступление в детском саду. Взрослые лучше помнят события своего детства, чем зрелые годы.
3. Ребенок учится путем повторения. Малыши до 4-х лет нуждаются в них постоянно, по нескольку раз в день. Только тогда информация закрепится в их памяти надолго.
5. После 4-х лет применяйте «принцип пяти повторений». Правило: повторить информацию сразу же после ее усвоения, затем на следующий день, через неделю, месяц, три месяца.
Уровень памяти вашего малыша соответствует возрасту? Воспользуйтесь методикой, предложенной Реаном. Она рекомендована для дошколят, начиная с 3-летнего возраста. Вам потребуются три комплекта картинок 5–7 см по 16–25 карточек в каждом (чем старше малыш, тем больше число карточек). Каждый набор должен быть таким, чтобы его можно было разбить на 4 группы, например, животные, фрукты, одежда, посуда. Само тестирование включает в себя 3 этапа, каждый из которых рекоменду- ется проводить через день.
Первый этап Малышу демонстрируют картинки из первого комплекта одна за другой, но не ставят перед ним задачу запомнить их: «Я буду показывать тебе картинки, а ты внимательно посмотри на каждую из них». После этого попросите кроху назвать изображения, которые он запомнил.
Второй этап Предложите ребенку разложить карточки из второго комплекта на 4 группы по принципу: «что к чему подходит». После выполнения задания уберите картинки и попросите малыша вспомнить, перечислить их по группам.
Третий этап Малышу предлагают запомнить как можно больше картинок из третьего комплекта, чтобы потом их припомнить. Каждая демонстрируется 3 секунды. Когда картинки иссякнут, попросите чадо вспомнить изображенные на них предметы.
ОБРАБАТЫВАЕМ ДАННЫЕ Зафиксируйте количество верно названных предметов в каждой серии. Кроха на каждом этапе запомнил 5 картинок — недостаточный уровень памяти, 7–9 — средний, больше 10 — высокий.