МБДОУ Детский сад №14 «Колокольчик» комбинированного вида
Статья для родителей на тему: «Как помочь малышу?»
Составила : учитель-логопед Голубева А.Н.
Как помочь малышу? Развитие речи ребёнка – это один из самых важных вопросов, который волнует родителей, бабушек, нянь, всех тех, кто заботится о будущем подрастающем поколении. Первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, - это то, что необходимо провести комплексное обследование ребёнка у детского невропатолога, отоларинголога, психолога. Для предотвращения всех неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте. Если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к логопеду. Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны с первых дней жизни малыша соблюдать элементарные правила. Прежде всего, необходимо с первых дней много разговаривать с ребёнком, общаться с ним. Ещё лучше начинать разговаривать, когда мама беременна. Ребёнок узнаёт голос матери с очень раннего возраста, поэтому будет полезно начинать разговаривать со своим малышом во время беременности. Речь- это способ общения. Как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребёнка не слушают - речь становится ненужной, её развитие тормозится. Главным слушателем ребёнка является мать. Русская поговорка гласит: «у говорящей матери ребёнок говорит». Их общение можно приравнять к беседе, если малышу давать время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и произносит одни и те же протяжные звуки через определённые интервалы. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ. «Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни. Если в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Родители могут самостоятельно помочь ребёнку в речевом развитии, чтобы не терять драгоценное время, если вы не можете найти логопеда, а в логопедическую группу принимают только в 5 – летнем возрасте. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Редкий малыш будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за малышом по комнате, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке – лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно появится. Начинайте занятия с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Не переутомляйте малыша! Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет воспринимать никакую информацию. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, он никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались, значит, занятие необходимо прервать. Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует. Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. «Когда можно всё успеть?» - спросите Вы. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, артикуляционную и пальчиковую гимнастику проведите утром, развитие речи на основе знакомства с окружающим миром проводите на улице. На прогулке с ребёнком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя. Упражнения на развитие слухового внимания - после дневного сна. Чтение сказки отложите на вечер перед сном - до передачи «Спокойной ночи».Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу несколько страниц, рассматривайте картинки, описывайте их, задайте вопросы по тексту. Не бойтесь начинать! Конечно, придётся пожертвовать своим временем, но вы будете вознаграждены успехами малыша. У каждой недели должна быть своя лексическая тема: «Игрушки», «Времена года», «Животные», «Птицы», «Одежда» и др. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассивный словарь), так и для активизации (употребление активного словаря). Не стоит говорить с ребёнком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое. Логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки, плечи не поднимались. Достаточно3 – 4 повторения. Не переусердствуйте! Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Дыхательная гимнастика: используем «Мыльные пузыри», «Птичку – свистульку», игры: «Надуй шарик», «Подуй на вертушку, одуванчик, пёрышко, снежинку, карандаш», и т.д. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой, лепетной активности. Малышу принесли новую игрушку. Пусть её хорошенько рассмотрит. После этого произведите с ней действия, приговаривая: посадите на стульчик, положите на кровать, поставьте на ноги: «Катя, стой, мишка, спи». Предложите ребёнку самому проделать с игрушкой те или иные действия. Постепенно малыш будет пользоваться в игровых ситуациях глаголами при назывании тех или иных действий. Каждый день проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику: «Улыбнись, как я», «Тянем губки трубочкой, как слоник», «Оближи губку верхнюю язычком и нижнюю», «Положи широкий язычок на нижнюю губку», «Дотянись язычком до уголка губ влево, а теперь вправо», «Цокай громко, как скачет копытами Лошадка», «Обними широким язычком верхнюю губу». Разнообразные действия руками, движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Почему мы забыли о русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это тоже гимнастика для рук. На этом этапе необходим массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать неприятных ощущений. Можно сказать малышу, что мы сейчас погреем ручки. Массажные движения выполняют от кончиков пальцев до запястья. Это поглаживание и растирание ладошки, каждого пальчика. При выполнении пальчиковой гимнастики со стихотворным текстом по подражанию действиям взрослого необходимо давать нагрузку на пальчики приёмами сжимания и разжимания пальцев в кулачки, загибания пальчиков к ладошке. Хорошее воздействие на развитие мелкой моторики оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, игрушка на липучках «Божья коровка», (подушка с пуговицами, молнией). Игры с природным материалом: грецким орехом, каштаном, манкой, песком, водой, тестом, счётными палочками, лего, пластилином, «Пальчиковый театр», «Театр теней», шнуровки, доска Сегена, складывание матрешек и т.д. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. С ребенком необходимо проводить игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан: «Что звучит?», «Где звенит?», «Угадай, на чем играю?». Игра «Найди такую» со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым: крупой, горохом, фасолью, сахарным песком, скрепками, спичками, макаронами и т. д. На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки: «Что гудит?», «Кто разговаривает?», «Угадай, кто кричит?». В процессе целенаправленной и систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).