В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Марксистско-ленинская педагогика, разрабатывая теорию игры, исходит из положения о ее социально-исторических основах: игра обусловлена прежде всего обстоятельствами социальной жизни ребенка, усвоением им опыта старших поколений. В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных, а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых, страх перед хозяином, барином, полицейским. В играх детей рабочих находим отображение стачек, забастовок, демонстраций. Игры крестьянских детей отражали деревенский труд, нужду и обездоленность безлошадных и безземельных бедняков. Великая Октябрьская социалистическая революция изменила общественный строй России, отношения и идеологию людей. В содержании игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны, новая жизнь. Героями игр стали буденновцы, легендарный Чапаев. В своих играх дети спасали челюскинцев, сражались с врагами, совершали полеты в космос. В детских играх отражается отношение советских людей к труду - трудовая доблесть, желание трудиться на общее благо, их новые взаимоотношения - дружба, товарищество, взаимопомощь, уважение друг к другу, забота о детях. В содержании игр отражается и братская дружба народов , и дружеские отношения к народам мира.