Что такое готовность к школе? Как помочь ребенку в период адаптации к 1 классу?
Эти или похожие вопросы задают родители себе, первой учительнице своего ребенка, школьному психологу и т. д., пытаясь найти на них ответы.
Итак, готовность к школе состоит из: - интеллектуальной готовности, которая включает в себя словарный запас, кругозор, специальные умения, уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), умение выделять учебную задачу и самостоятельно находить пути ее решения.
- личностной и социально – психологической готовности. Под этой готовностью понимают сформированность «внутренней позиции школьника», произвольности поведения, умения взаимодействовать со сверстниками, желания идти в школу, т. е. мотивация к обучению.
- физиологическая готовность – важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. С началом обучения в школе ребенок, что называется, «выходит в свет», и к этому ребенку надо привыкнуть, т. к. значительную часть своей жизни ребенок начинает проводить вне дома, вне родительской семьи. Ему необходимо найти новые способы взаимодействия с внешним миром, обрести в нем свое место, построить отношения с большим количеством людей и т. д. И все это он должен сделать во многом самостоятельно.
А мы, как родители, можем помочь своему первокласснику:
1. То, что ребенок может сделать сам (в соответствии с возрастными особенностями и то, что не вредит, на наш взгляд жизни ребенка, пусть делает сам). Но если ему нужна помощь – помогите ему. Например, пока еще сами регулируйте время ребенка и время для занятий дома.
2. Если выполнение уроков требует Вашей помощи – помогите. Лучше сейчас помогите и научите ребенка делать домашнее задание, чем потом скандалить или выполнять самим.
3. Интересуйтесь не только оценками ребенка, но и тем, как чувствует себя ребенок в школе: нравиться ли ему учительница, успел ли он с кем-то познакомиться, как он чувствует себя на переменах, все ли понятно из того, что объясняют им на уроках и справляется ли он с заданиями.
4. Старайтесь меньше говорить «ты должен». Рассказывайте ребенку о своей школьной жизни, о том, что Вы тоже ошибались и свои ошибки могли исправить сами или попросить о помощи.
5. Старайтесь больше общаться с учительницей своего ребенка. И если вы замечаете, что ребенок сложно адаптируется к школьным условиям: появились нежелание идти в школу, плохое поведение или плохое самочувствие, непонимание школьного материала и т.д., то необходимо выяснить причины такой дезадаптации и помочь ребенку.
Внимательно понаблюдайте за своим ребенком: – Что в нем появилось нового? – Какие новообразования говорят о его готовности к обучению в школе? – Возникли ли какие-то ситуации, которые тревожат вас, которые хотелось бы прояснить?
И помните «Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага». (Китайская пословица) «Путь кажется короче и легче, когда путешествуешь в хорошей компании». (Айзек Уолтон)