• организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность; • ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника; • профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности; • превентивная (предупредительная) - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.
Человек - живое существо, которое обладает мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе деятельности; представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Индивид - человек как целостный неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами, выступающие как предпосылки развития личности и индивидуальности. Личность - это человек как субъект отношений и психология отношений, сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых качеств, отношений, мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Индивидуальность - общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает ее неповторимой; своеобразие психики и личности индивида.
Фактор (лат. factor - такой, что делает, производит) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в любом процессе, явлении.
Наследственность - воспроизведение у потомков биологической сходства с родителями (анатомо-физиологической структуры человеческого организма: цвета кожи, глаз, волос, особенностей нервной системы; типов обмена веществ и т.п.).
Среда окружающая - природные, социально-экономические, духовные и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Рассматривается в двух аспектах: 1) макросреда, т.е. материальное благосостояние, социальный строй, культурный уровень общества, в котором живет человек; 2) микросреда - окружение, непосредственно влияет на ребенка: семья, учебное заведение, люди, с которыми она общается.
Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразную изменении и преобразования окружающего мира.
Ведущая деятельность - такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии; деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, готовят ребенка к переходу на новые, более высокие ступени развития (А. Н. Леонтьев).
Основные признаки ведущей деятельности: • это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности; • это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы; • это деятельность, от которой напрямую зависят основные психологические изменения в личности ребенка, наблюдаемые на данный момент ее развития.
Социальная ситуация развития - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; особое отношение ребенка, развивающегося в социальной действительности.
Общение - форма активности личности, которая порождается потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией; проявляется в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Самовоспитание - осознанная, целенаправленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и устранение негативных личностных качеств.