Физическое развитие ребеночка начинается уже с рождения. Легкое поглаживание младенца – уже физическое развитие.
Существуют разные подходы: Идем вслед за ребенком Идем параллельно Ребенка сильно подгоняют, раньше, чем он сам бы это делал.
Для новорожденных деток существует так называемая пестовальная гимнастика (от слова «пестить», «пестовать»). Это комплекс, который складывался веками. Сопровождается гимнастика короткими стихами (пестушками). - Вначале мы медленно поглаживаем всего ребеночка, останавливаемся и называем отдельные части тела. Новорожденный малыш еще не воспринимает себя как единое целое, о различных частях своего тела он узнает постепенно. Первым появляется рот, затем личико, ручки. Спинка появляется только к 7-8 месяцам. Нашими поглаживаниями мы помогаем ребеночку освоиться с его ощущениями, расслабляем его. - Ручки в стороны. «Гуси-гуси, потягуси». Складываем ручки на голове «Прилетели, на головку сели». - Массаж животика может заменить и клизму, и укропную водичку. Теплой рукой делаем круговые движения по часовой или против часовой стрелки, потом легонько нажимаем пальчиками на нижнюю часть животика. Массирование, поглаживание, надавливание пальцами, пощипывание хорошо стимулируют перистальтику кишечника, укрепляется пупочное колечко, передняя брюшная стенка.
Хорошо выкладывать ребенка на животик с первых дней. После кормления можно через 15-20 минут. Это полезно и для животика, и для мышц спинки. Лежание на животике стимулирует малыша поднимать головку и познавать мир, ребеночек в таком положении держит ножки «лягушкой» (профилактика дисплазии тазобедренных суставов). Очень полезно менять позу малыша, т.к. сам он еще не поворачивается. Каждое новое укладывание в кроватку должно быть в разных позах и в разные стороны.
Для профилактики дисплазии тазобедренных суставов можно делать следующие упражнения. - Разгибать и сводить ножки. Можно делать 3-4 раза в день по 15-20 движений (при смене памперса). В норме ножки должны или полностью ложиться на стол или недоставать на 2-3 пальца без хрустов, щелчков и напряжения. После 5 месяцев ножки уже так не разводятся. Растет и изменяется сам сустав, уже не такой эластичный. Это нормальная физиологическая стадия взросления сустава. - Круговые движения в стороны и «велосипед». По ходу упражнения можно рассказать стишок «Ехали медведи на велосипеде». - Ножки к животику (тазобедренные суставы, животик) Затем идут так называемые промеры. Делая следующие упражнения – все озвучиваем. - Дотянемся ручкой до коленки - Дотянемся локотком до коленки - Коленкой дотянемся до животика - Ножкой до ушка, до лобика - Двумя ножками до лобика (1 раз в самом конце) Переворачиваемся на животик. Делаем поглаживающие движения и пощипывания на спинке, затем на попе, на ягодичных складках (под ними тазобедренные суставы). - Дальше берем малыша под мышки и наклоняем вперед. Ребеночек сделает шажок или несколько, если почувствует под собой опору. Этот рефлекс исчезает к 3-4 месяцам. Используя тот же рефлекс опоры, подставляем под ножки ребеночку (в положении лежа на животике) руки и он отталкиваясь от них, делает ползки. 2-3 ползков достаточно, так укрепляется спинка.
Чтобы не навредить спинке: Пока не увидели самостоятельное сидение, ребенка не сажать. Пока мышцы спинки сами не окрепли. Если ребеночек рано встал, нужно уделить больше внимания упражнениям на навыки сидения. Сидячая кенгуру не заменяет силы мышц, и до того, как ребенок сам не сел – не нужно давать нагрузку. Компрессия при ходьбе. В слинге можно носить с рождения. Пока малыш сам не встал и не пошел – в прыгунки и ходунки не сажать. Находясь в них, должен отталкиваться не носочками, а всей стопой.
Гимнастика (после снятия тонуса, месяца в два) - Бокс, работают грудные мышцы. - Ладушки. - Сорока-ворона (развитие мелкой моторики). Помимо гимнастики своего малыша всегда можно погладить, пощупать ножки, ручки, ушки (находятся нервные окончания всех органов).
Некоторые правила классического массажа: 1. Мышцы сначала нужно разогреть, потом переходить к упражнениям. 2. Проводить в первой половине дня (особенно в первые 3 месяца). 3. Ребенок должен быть сыт. 30-40 минут после кормления или за 30 минут до кормления. 4. Зоны, которые нельзя растирать: - голова - шея (спереди) - подмышечные впадины - правое подреберье (печень) - паховые области и половые органы !Гладить можно везде, но не массажировать. 5. Разминание можно делать деткам после 3-х месяцев.
Ребеночек при массаже должен быть раздетым, максимальная температура в помещении – 20-220С. Если будет теплее, у малыша не будет возможности потерять лишнее тепло. В идеальном варианте ножки, ручки и носик должны быть прохладные. Если руки теплые, то все остальное скорее всего перегрели. Индикатор в данном случае – зона памперса. Если под памперсом кожа покраснела, то надо раздеть всего. Что касается беби-йоги, лучше начинать заниматься ею только с года. Из ребенка можно сделать все что угодно, вопрос, нужно ли это самому ребенку. Если что-то делать страшно – лучше не делать, ко всем занятиям нужно приступать с радостью и уверенностью. Все Ваши эмоции передаются малышу.
Плавание. Плавание можно начинать с того момента, как зажила пупочная ранка. Обычно в возрасте 2-3 недель. Желательно с этим не затягивать, т.к. к трем месяцам у деток уходит рефлекс задержки дыхания, необходимый для ныряния. Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Например, 8-9 вечера. Можно заниматься каждый вечер. Главное – методичность, иначе не будет ни эффекта закаливания, ни выработается привычка. Какой должна быть температура воды в ванне? Первые 2-3 дня – 360С, через 5 дней постепенно снижение температуры на пол градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна – 280С. Температуру вы должны подобрать для ребенка индивидуально, ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне. В начале купания нужно налить в кувшин водичку из ванны. Пока вы купаетесь, вода остывает, и в конце купания выливаете эту воду на «загривок». Первые занятия лучше провести с инструктором по плаванию, который все вам покажет и объяснит. Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Вначале вы делаете небольшие проводки на спине и на животе вдоль ванны вперед и назад, а потом желательно освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Затем берем ребенка под мышки и делаем несколько шажков по дну ванны. И так 3-4 цикла: поплавали, походили.
Ныряние. После того, как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию. Ныряние – необходимая составная часть обучения малыша самостоятельному плаванию и то основное, что убережет вас в последующем от несчастного случая на воде. Обучение нырянию происходит постепенно. Вы даете громкую четкую команду: «Внимание, ныряем!» или «Раз, два, три – ныряем!» и при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему. На команду «Внимание, ныряем!» вы брызгаете ребенку в лицо воду. Желательно, чтобы при этом она не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задержит дыхание. Затем можно на ту же команду опустить ребеночка чуть глубже в водичку, чтобы на поверхности оставались только глазки. После того, как вы освоили все эти упражнения, вы можете перейти к настоящему нырянию. Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду, погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. При этом под водой вы его не отпускаете. После того, как вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне – это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды.