Для начала рассмотрим понятие - "нападают". Собака, облаивающая человека из далека, или резко подбежавшая, или укусившая, все эти ситуации можно описать как нападение. Но у всех этих действий разные причины их вызвавшие. В первом случае это может быть трусливо-оборонительное поведение собаки, во втором случае простая невоспитанность, в третьем же это или умышленное натравление или создание обстановки при которой собака со сторожевыми функциями находится без надлежащего контроля. Сколько случаев, столько и объяснений.
Об покусах детей хочется отметить особенно. Для собаки ребенок - это тоже человек. Очень часто вижу ситуацию когда мамы без моего разрешения советуют своему чаду - "подойди погладь собачку, она такая маленькая и красивая". Ребенок запомнив, что собачек можно гладить может смело шагнуть в объятия встречного кавказца или ротвейлера. И кто в этой ситуации будет виноват? Дети более эмоциональны и подвижны. При домашнем содержании собаки часто не учитывают, что в доме, где есть ребенок и собака, у них у обоих должны быть места, где они оба могут по своему желанию избавиться от общением друг с другом. Взрослая собака в сутки спит более 15 часов. И если у нее нет достаточного моциона, и условий для отдыха, где на неё не выльют воду, не кинут в нее игрушку, собака может стать агрессивна к источнику причиняющему ей неудобства. Есть же собаки просто невоспитанные, и разбалованные. Владельцы пустившие воспитание собаки на самотек в течении нескольких лет, обнаружив у своей собаки негативное отношение к какому либо члену семьи начинают "корректировать поведение", хотя было бы проще воспитать ее изначально. В моей практике был случай когда щенка до 8 месяцев растили в коридоре квартиры с глухими дверьми, не допуская его ни в комнаты, ни на кухню. В 8 месяцев собака стала порыкивать на выходивших их комнат жильцов, те же стали проявлять тут же к собаке внимание. Обнимать, разговаривать, объясняя что, дескать это "свои" и трогать их не надо. Как вы думаете, собака перестала проявлять подобное поведение? Конечно же, нет. Для нее это стало возможностью проявлять к себе внимание. Поэтому еще раз хочу отметить, что во всех случаях виноваты люди.
Какие собаки представляют опасность?
Собаки представляющие опасность, на мой взгляд, это не воспитанные и безнадзорные. Такие собаки при соблюдении правил содержания собак в городе опасности представлять не могут. Так же бывают собаки с сорванной психикой, т.е. животные которых передавали из рук в руки, не верно содержали, били, могут проявлять агрессивность к людям. Но опять же только при условии неверного содержания. Приведу пример. В Московской области был очень известный кобель-производитель редких элитных кровей. Его купили в 4 месяца и с 6 месяцев начали использовать в разведении. Продавая его на 3-4 месяца в разные города как производителя. Собака без постоянного хозяина, в руках людей, которых интересовали только деньги, а не условия его содержания привели к тому, что в возрасте полутора лет его вернули к заводчику в железной клетке, в шрамах и совершенно потухшим взглядом. При приближении любого человека он гортанно рычал. Кормили его через прутья клетки. Если не знать прошлого этой собаки, можно было бы сказать -вот он маньяк. Но ласка и забота, а так же отвага заводчика, только через год позволили чуть растопить льдинку с сердце этого зверя. Собака стала "социально не опасной" только в руках этой женщины. Собака по-прежнему была недоверчива к посторонним, зато семью этой женщины боготворила. При условии безопасности (намордник и поводок) собака посещала выставки, гуляла по городу. Усыплять ли таких животных, и как наказывать виновных, - решать только нам, людям.
Бездомные собаки это те животные, которые научились жить рядом с нами, не вторгаясь в нашу жизнь. У них достаточно тяжелая судьба. У них вырабатывается поведение не вступать в конфликт с человеком. Но существуют моменты, которые нарушают налаженную линию существования нас и их. Например брачный период. В эти дни собаки создают стаи и в такие моменты возможна агрессия по отношению всего, что им мешает. Говорить об определенных породах домашних собак я бы не решилась. Я совершенно уверена в том, что собака любой породы может быть опасна по отношению к человеку, если ее не воспитывать или же напротив воспитать неподобающим образом.
По каким признакам можно определить, что собака представляет опасность?
Как предупредить нападение собаки на человека? Главным признаком, по которому можно определить, представляет опасность собака или нет, это взглянуть на ее хозяина. Если этот человек делает все что нужно для Вашей безопасности, то и бояться не стоит. Предупредить нападение возможно не совершая резких движений около собаки, не подходить достаточно близко к собаке потенциально опасной. Человек в состоянии алкогольного опьянения уже имеет фактор опасности по отношении с животным.
Простые правила, которые должны знать дети, чтобы не вызвать агрессию собаки
Нужно учить детей умению вести себя с незнакомыми собаками. Если бы дети знали несколько правил общения с собаками, покусов было бы гораздо меньше.
1. Нужно всегда спрашивать разрешения, прежде чем погладить собаку. 2. Никогда не следует дразнить не знакомую собаку. 3. Если собака догоняет ребенка, тому нужно остановиться и стоять неподвижно. 4. Не следует глядеть собаке в глаза - они расценивают прямой взгляд как вызов.
Животные в доме. Собаки и кошки.
Собака
Первые просьбы о приобретении собаки относятся к возрасту 4-5 лет. Такое желание может быть основано просто на мимолетном контакте с собакой на улице. Часто это происходит из-за присущего этому возрасту подражания ("У Витьки есть собака, я тоже хочу!"). Но иногда желание завести собаку свидетельствует о том, что у ребенка есть проблемы, которые во многом напоминают проблемы взрослых.
Зачастую душевный дискомфорт возникает у ребенка потому, что наша педагогика, да и отношение родителей основаны на подавлении его личности. В общении с собакой ребенок может почувствовать себя равным или высшим, чего ему часто недостает даже в коллективе своих сверстников, Во-вторых, в контактах с собакой ребенок может отрабатывать какие-то новые для себя приемы и виды общения. В-третьих, на собаку ребенок часто "разряжает" свои комплексы и проблемы (так же, как он делает это с игрушками). Например, ребенок, которого часто и, на его взгляд, несправедливо наказывают, может проявлять к собаке жестокость. Невозможно переоценить влияние собаки на личность подростка. Подростковый кризис психики связан прежде всего с осознанием себя: я девушка (или - я юноша). Подросток уже знает свою роль во взрослом обществе, но его туда еще не пускают. А собака является "своей территорией", на которой он может реализовать свое новое "Я".
Я много раз видел, как происходит такое изменение. Девушка пятнадцати лет, которая была жесткой и замкнутой, с появлением собаки меняется на глазах. Занимаясь со щенком, который во всем от нее зависит, она поняла ответственность за другое существо. Очень важно, чтобы собака была рядом с ребенком с раннего возраста. К сожалению, у нас еще господствуют преувеличенные представления о гигиене: "Собака и маленький ребенок? Ни за что?". А ведь зачастую только общение с животным позволяет "вытащить" в нормальную жизнь детей с серьезными нарушениями психики, и даже с имеющими диагноз детский церебральный паралич. Психический статус такого ребенка при общении с животным меняется просто на глазах, и это там, где все другие виды лечения зачастую бессильны. Чем раньше в руки ребенка попадет этот мягкий и теплый энергетический комочек, тем лучше. Речь идет не только о больных детях. Даже ребенок, не имеющий психических отклонений, вырастая рядом с собакой, приобретает новые черты. Такие дети не бывают жестокими, и психика их устойчивее, что очень важно, особенно в такое неспокойное время.
Мнение заводчика:
К сожалению, собаки довольно часто являются источником неприятностей в доме, в том числе и неприятностей, связанных с детьми. Но можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве случаев появление проблем обусловлено неправильным поведением владельцев собак. И главная причина состоит в том, что людинеосознанно относятся к собакам, как к себе подобным. Примечателен давний разговор с моей дочерью:
- Папа, а почему наша собачка на меня порыкивает и пытается укусить? - Собака взрослеет и пытается установить, кто из вас двоих старший щенок, а кто - младший. - А разве она не понимает, что я - человек, а не собака? Когда основы поведения собаки не понимает ребенок, это простительно. Но когда этого не понимают взрослые, которые должны регулировать отношения в семье, в том числе и в паре "ребенок - собака", проблемы неизбежны. Показательна в этом отношении ситуация, которая сложилась в многодетной семье, куда попал мой щенок. Вместе с собакой новые владельцы получили подробные инструкции по обращению с животным, в том числе и о необходимости его наказания за недопустимые действия. Однако старшее поколение посчитало эти рекомендации слишком жестокими:
"Собачка маленькая, можно ей что-нибудь повредить" (хотя отмечу, что рекомендованные методы наказания были вполне физиологичны и не могли нанести собаке ни физической, ни психической травмы). Таким образом, выросший крупный и психически устойчивый кобель установил в семье четкую иерархию. На первом месте, безусловно, стоял старший сын. Он четко следовал если не букве, то духу полученных инструкций. В результате пес воспринимал его как безусловно вышестоящего, безукоризненно слушался и не пытался устроить "бунт на корабле". С остальными домочадцами дело обстояло сложнее. Родители (видимо, в силу их физических размеров) объектами нападения не становились, но и о послушании речи не было. Так, однажды, когда хозяйка разделывала на кухне мясо и отвернулась к телефону, хороший кусок вырезки был немедленно утащен под стол и неторопливо съеден. Панический телефонный звонок можно пересказать примерно так: "Я протягиваю руку за мясом, а он мне говорит "Ры!". Положение младших детей оказалось гораздо хуже, и дело доходило до незначительных, но болезненных укусов, которые наглядно демонстрировали, "кто в доме хозяин".
Совместное воспитание ребенка и собаки - тема большой статьи. Но основа их благополучного существования одна: всегда следует помнить, что собака - не человек (эту совершенно банальную истину люди зачастую не могут воспринять). Собаки не способны выполнять социальные установки людей, поэтому людям следует понимать законы стаи, по которым живет собака. И, что совершенно необходимо, учить пониманию этих законов ребенка. Малыш должен знать, что отношение собаки к ее еде, ее щенкам, ее месту, ее игрушкам, ее покою заслуживают такого же уважительного внимания, как и аналогичные отношения человека. С другой стороны, это уважительное внимание не должно перерастать в попустительство.
Осмысленное выстраивание отношений между ребенком и собакой, подкрепленное консультациями опытных специалистов, - залог того, что серьезных проблем в семье не возникнет и собака будет для ребенка тем, чем она и должна быть - источником радости.
Кошка
Можно ли заводить кошку, если в доме есть дети?
Несомненно, для детей, уже умеющих ходить, кошка, как и любое другое домашнее животное, может оказаться своего рода учебным пособием. Дети учатся понимать живых существ, быть ответственными, например, за кормление и расчесывание кошки. Тем самым малыши приобретают уверенность в себе.
Обычно дети и кошки хорошо ладят друг с другом. Но иногда ребенок не понимает, что он мучает любимую кошку, когда таскает ее по квартире, одевает ее в кукольную одежду, играет с ней слишком долго или чересчур грубо. В таком случае, животное может предпринять атаку. Нередко можно слышать: «Какая злая кошка!», когда та занимает оборонительную позицию перед налетевшими на нее детьми. А все очень просто: кошка не выносят малышей, которые кричат и бегают за ними. Они боятся шума и резких движений.
Кошка редко царапает ребенка, которого любит, с которым живет в одном доме и играет. И напротив, кот-новичок в доме или соседний кот может оцарапать, потому что он боится. Это защитный рефлекс.
Родители должны объяснить ребенку, что кошка не игрушка, а живое существо, и к ней надо относиться с уважением. Чудесно, когда ребенок и кошка любят и понимают друг друга. Ребенок учится проявлять мягкость, терпение, внимание и уважение к живому существу. Посредством игры от кошки можно добиться многого, при условии, что вы будете наблюдательны и сумеете вовремя остановиться.
Чем же является кошка для ребенка? Это друг, часто - товарищ для игр, объект и источник нежных ласк при условии, что сиюминутные желания ребенка и кошки совпадают. А так бывает всегда, если они знают друг друга. Ребенок любит ласкать этот живой мех, более мягкий и теплый, чем у плюшевого мишки, и получать в ответ такие же нежные ласки, прикосновения холодного носа и довольное мурлыканье. Живя рядом а кошкой, ребенок привыкает к определенным обязанностям: приготовить корм, сменить подстилку, вычесать кошку во время линьки. И главное, он узнает, что для того чтобы сохранить привязанность и доверие друга, надо соблюдать много предосторожностей и внимательно наблюдать за ним: не беспокоить, когда он ест или спит, позволять ему жить кошачьей жизнью вне дома, если кот захочет выйти в сад или на участок, не сажать насильно на колени и не наряжать, как куклу. Некоторые психологи утверждают даже, что дружба маленького ребенка с кошкой поможет ему впоследствии лучше понять жену. Нельзя допускать никакого насилия в отношении кошки.
Очень важно исключить дурное обращение с кошкой; обычно это происходит от незнания (нельзя, например, тискать и непрерывно ласкать киску), а также вследствие беззаботности и неправильного представления об удовольствии. Необходимо объяснить детям, что в любом случае с кошкой нужно обращаться так, как им хотелось бы, чтобы обращались с ними самими, и потом показать, как это делать. Сознательная жестокость по отношению к животным обычно распространена среди тех детей, с которыми также обращаются дурно.
Детей в возрасте между тремя и шестью годами следует удобно посадить и только после этого дать подержать кошку, в противном случае они могут уронить ее, особенно, если животное извивается у них в руках или, если речь идет о котенке, царапается и кусается. У детей, еще не научившихся ходить, могут возникнуть проблемы с кошками. Малыши очень любят гладить кошек, и тем это очень нравится.
Но при этом поблизости всегда должен находиться кто-то из взрослых. Если ребенок будет тянуть кошку за хвост, дергать ее шерсть или случайно наступит на животное, кошка может предпринять атаку (агрессия, вызванная болью). Очень маленькие дети (менее двух лет) имеют природную привычку неожиданно хватать предметы, что настораживает котят.
Краткий словарь кошачьего языка:
Потирание головой о человека - любовь, преданность, жажда ласки, а также признак течки. Уши поставлены вертикально - любопытство. Уши наклонены назад - предостережение. Уши прижаты к голове - подготовка к нападению. Широко раскрытые зрачки - страх. Сосредоточенное оглядывание вокруг, а затем тщательное вылизывание шерсти - полное или притворное спокойствие. Прищуривание глаз - спокойствие или сонливость. Мурлыкание - спокойствие. Недовольное мурлыкание - болезненные ощущения. Урчание - недовольство. Мяукание - приветствие или просьба. Прерывистое мяукание и даже повизгивание - ответ на человеческое обращение. Завывание - злость. Непродолжительный крик - испуг. Приглушенное мурлыкание, завершающееся недовольным урчанием - терпение иссякло. Шипение - готовность к обороне и предупреждение об этом противника. Сдержанное урчание кормящей кошки - предостережение котятам о возможной опасности. То же самое, но повышенным тоном - предостережение, чтобы не приближались к котятам. Поглаживание человека лапкой - тесная привязанность, нежность. Громкое поскребывание когтями - стремление обратить на себя внимание. Выгнутая спина - устрашение противника, очень сильное раздражение и готовность к обороне. Подергивание хвостом - гнев. Опущенный хвост - усталость. Застывший в нижнем положении хвост - отвращение и разочарование. Легкое пошевеливание кончиком хвоста - интерес. Весь хвост медленно изгибается - сомнения в том, что с данным человеком все окончится ладом. Подергивание напряженным хвостом - предостережение. Хвост вытянут назад и удерживается неподвижно - готовится нападение. Хвост поднят вертикально - удовлетворенность. У поднятого вертикально хвоста расслаблен кончик - радостное возбуждение.
Помимо перечисленных здесь знаков, применяемых всеми представителями кошачьего рода, каждая кошка использует и свои индивидуальные, с помощью которых она устанавливает контакт с окружающими. Таким образом, приведенный здесь перечень каждый владелец может с успехом дополнить своими личными наблюдениями.
Животные в доме. Маленькие зверюшки
Если вы с ребёнком сошлись на том, что заводите небольшое домашнее животное, то постарайтесь выбрать,какое именно, ориентируясь на темперамент и тип личности вашего чада.
Интровертному, флегматичному ребёнку нужен зверёк, с которым можно было бы общаться с помощью звуков и прикосновений, лучше всего подойдут морские свинки, хомячки, мышки. Морские свинки - очень разговорчивые животные. Легко понять, когда они голодны: они говорят - или скорее свистят - «уип-уип». Более медленный, прерывистый свист означает, что им что-то не нравится, а когда они в тревоге, у них стучат зубы: они вроде как говорят: «Бррр!» Веселый звук «чат-чат-чат» означает, что они заняты чем-то интересным, а когда они испытывают удовольствие, например от поглаживаний, они словно тихонько булькают.
Их можно гладить, учить отзываться на свою кличку, придумывать для них игры. Короче говоря, с ними можно полноценно общаться.
Хомяки по природе животные дикие. Они храбро оберегают своё жилище, могут укусить, просто нужно действовать терпеливо, ласково, но настойчиво, чтобы хомяк понял, кто тут хозяин и не почувствовал слабинку. Так что для ребёнка с пониженной самооценкой хомячок не очень подходит.
Весёлым, жизнерадостным детям подойдут птички - лучше волнистые попугайчики. Они сравнительно непривередливы в еде и уходе, общение с ними приносит множество положительных эмоций. Обычно люди открытые, сангвиники по темпераменту, лучше уживаются с пернатыми. В тяжёлой унылой атмосфере птицы быстро заболевают и могут даже умереть от постоянного стресса.
Жители террариума подойдут, пожалуй детям более старшим, подросткам. Экзотика, даже если это простой ужик, всегда очень притягательна и может поднять авторитет вашего ребёнка в его компании. Так что, если ребёнок просит купить змею, это может говорить о его неуверенности в себе. И змейку купить всё-таки стоит.
Черепахи редко вызывают восторг у малышей, да и наблюдать за ними не слишком интересно, но в этом есть свои плюсы - черепахи не требуют столько внимания, сколько другие звери. Наверное, черепаха всё-таки не лучший выбор для ребёнка, она не напомнит о себе, не станет так общаться, как это сделал бы хомячок или попугайчик. Очень скоро черепаха начинает восприниматься хозяевами, как некий предмет мебели.
Аквариум подойдёт детям рациональным, склонных к коллекционированию, знающих, чего хотят от жизни с самого рождения. А также беспокойным, легковозбудимым, так как длительное созерцание неторопливо плавающий рыб приводит в равновесие любую нервную систему. К тому же аквариум несёт в себе эстетическую функцию, что важно для детей неуютно чувствующих себя в этом мире, легкоранимым и эмоциональным.
Есть особый тип детей, которые просто не могут жить спокойно, если в доме нет хоть какого-нибудь домашнего животного. Они рады даже тараканам. У таких детей очень сильна тяга к природе, животные им нужны для сохранения эмоционального равновесия. Лишать их возможности общаться с животными - всё равно что запрещать дышать. Но можно накладывать какие-то ограничения. Например, если уже есть хомяк и аквариум, морскую свинку не заводить. Обычно эти дети общительны, добры и открыты миру, но не могут вписываться в установленные рамки и стандарты. Часто не успевают в школе. Они идут своей дорогой, родителям нужно это понимать и не мешать, иногда корректируя направление.