Детско-родительские отношения до и после поступления в школу
В последнее время в СМИ стало появляться все больше информации о значимости психологической готовности ребенка к школе в сравнении с овладением сугубо школьными навыками, что очень радует. Но, к сожалению, наравне с этим пока еще мало кто говорит о психологической готовности взрослых к поступлению их ребенка в школу.
Немного теории… Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой изменения социальной ситуации развития, т.е. сочетания того, что переживает ребенок в своей жизни с тем, как он это переживает. Часто родители, сознательно или стихийно перестраивая свое отношение к будущему школьнику, связывают взросление ребенка в большинстве случаев с изменением его социального положения: был дошкольник – стал школьник. Соответственно возрастают и требования взрослых к семилетнему ребенку: от ребенка ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости. В жизнь первоклассника входит не только расписание, в его жизнь входит произвольность – то есть необходимость заниматься тем, что требуется, а не только тем, что интересно. Но каждому родителю и учителю также важно помнить, что на одной произвольности, на чувстве долга или напряжении воли прожить невозможно, во всяком случае, здоровому ребенку. Поэтому важно, чтобы у ребенка, в чьей жизни появилось вдруг так много долга, всегда оставалось время на него самого, на его собственные желания, какими бы бесполезными они не казались взрослым.
О мере… Почти для всех детей школа – это, работа, которая требует немалых затрат и отказа от чего-то, что нравится. Но если мы, взрослые, возвращаясь домой после трудового дня, считаем, что отдых мы заработали и можем посмотреть телевизор (значительно более бесполезное занятие, чем игра или слушание музыки), то ребенок, отсидевший в школе уроки, сходивший на музыку, английский язык и плавание (где ему опять же приходилось слушаться тренера или учителя) по нашему взрослому мнению отдыха не заслужил, особенно если не сделал уроки. Ребенок должен отдыхать, тем более в начальной школе. Самое главное – мера: не переусердствовать с занятиями, но в то же время не пустить адаптацию на самотек, надеясь, что все образуется само по себе, тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный ВУЗ. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время система образования предъявляет к детям высокие требования и нагрузка на них является весьма значительной. Это накладывает серьезные обязательства, как на учителей, так и на родителей. Именно поэтому так важно ответственно подойти к этому этапу, вооружиться информацией и помочь ребенку адаптироваться к новому статусу.
О трудностях в обучении… Часто школьные проблемы имеют причину в несформированности личностных форм общения младшего школьника с родителями, в неумении родителей построить общение с ребенком по типу «ребенок – взрослый как равный», в привычке родителя общаться с повзрослевшим ребенком по сложившемуся в дошкольном детстве стереотипу.
О семейном воспитании… Если родители верят в свое чадо, радуются пусть незначительным, но все-таки успехам, то ребенок делает вывод о том, что он – молодец, у него получается. В том случае, когда акцентируются неудачи и промахи, ребенок постоянно получает информацию о своей неуспешности, и со временем у него формируется такое состояние, как «выученная беспомощность».
Конечно, без критики не обойтись, но она прежде всего должна быть конструктивной, а не снижающей самооценку ребенка. Без ошибок не обходится никто, но если рядом есть мудрый родитель, который тактично даст обратную связь, оценив при этом не личность ребенка в целом, а его отдельные действия, уверит в том, что все обязательно получится и ненавязчиво покажет, как двигаться дальше, потом отследит результат и аккуратно откорректирует, то, ребенок обязательно придет к успеху, иначе и быть не может.
На адаптацию ребенка к школе отрицательно влияет:
· Склонность родителей к постоянному назиданию или морализированию
Прибегание к унижению или физическим наказаниям ребенка Изолирование ребенка от детского окружения Симбиотические, гиперопекающие отношения с ребенком Гиперсоциализирующее влияние родителей Зависимость от формальных норм поведения Авторитарность по отношению к ребенку
О смене ролевой позиции… Ну, если хоть на секундочку представить себя на месте нашего новоиспеченного первоклассника (что, кстати, вообще очень полезно), то сразу становится понятно: малознакомое помещение, новые дети, требовательные взрослые, совершенно другая деятельность, а еще и родители, которые почему-то тоже как-то меняются и вместо любви и поддержки начинают заставлять, контролировать, отчитывать, что здесь не так и там не очень, а потом еще читают очень скучные нотации о том, как «надо» и «правильно». Не очень то это способствует развитию учебных мотивов, формированию высокой самооценки и поддержанию эмоциональной близости в семье.
О том, как родители сами могут помочь первоклашке…
Установить границы своего родительского «Я» и отказаться от измерения своей самооценки ошибками или достижениями ребенка. Он не должен выполнять роль барометра родительской успешности. Порой нам – родителям бывает действительно нелегко справиться с собственными амбициями и позволить ребенку быть самим собой, а не родительским идеалом. Не воспринимать школьные оценки как безусловную ценность. Потому что оценки зачастую оценивают не нас самих и даже не наши знания, а нашу способность показать узкий спектр знаний в учебной ситуации. Ребенку очень важно знать, что взрослые принимают и любят его таким, какой он есть, включая его достоинства и недостатки вне зависимости от того «заслужил» он родительскую любовь своими социальными успехами или нет. Ведь предпосылкой формирования высокой самооценки ребенка является ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Научиться ошибаться. Позволять своему ребенку ошибаться, иначе не избежать его негативных переживаний в связи с несоответствием родительским ожиданиям. Для этого родителю неплохо бы самому уметь признавать свои ошибки. Ошибка, неудача, провал – всего лишь маленькая часть жизни человека. Но не он сам. Обратной связью ребенку может быть фраза о том, что вы расстроены в связи с произошедшим инцидентом, но уверены, что в следующий раз он исправится сам, а вы ему поможете, если это будет необходимо. И тогда неприятный эпизод станет не поводом для ссоры, а, скорее, возможностью еще больше сблизиться с ребенком, оказать ему поддержку и помощь. Быть на стороне ребенка. Школа в лице учителей и директора по отношению к родителям часто находится в обвинительной позиции. Родитель, будучи не в состоянии выдержать собственного стыда, встает на сторону системы, оставляя ребенка одного. Ребенок чувствует сильное одиночество, беззащитность, он ощущает себя преданным самыми близкими людьми. Учить ребенка организовывать себя и свою деятельность, это поможет ему как в школе, так и в его последующей профессиональной деятельности. Миф о том, что «совместное выполнение домашних заданий приводит к несамостоятельности, зависимости от родителей, неумению организовать себя» имеет право на существование лишь в том случае, если делать все вместо ребенка. Когда же родитель помогает первокласснику освоить сам алгоритм выполнения, направляет его мысль, давая при этом возможность самостоятельно дойти до истины, поддерживает в случае необходимости, ребенок со временем обязательно перейдет от внешней организации к внутренней. Обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. Ему не должно быть ни слишком сложно, ни слишком легко учиться. Помнить о том, что вместе с обязанностями должны добавляться и права Понимать, что у школьника в жизни должна присутствовать радость. Если не удается получить ее в школе, то неплохо было бы, если бы вы позволяли ребенку организовать ее самому. Здоровый ребенок способен обеспечить себя занятием, в котором бы все его существо отдыхало и наполнялось новой силой. Эта сила нужна ему для того, чтобы было легче заниматься как тем, что нравится и не требует усилий, так и особенно тем, что не нравится и требует колоссальных психологических затрат.
Об индивидуальном подходе… Каждый ребенок уникален, и ошибочно подходить с одной меркой ко всем детям. Ведь у каждого уже есть свой жизненный опыт, личностные особенности, семья со своей историей, правилами и установками. Для кого-то высокие учебные нагрузки недопустимы, а кому-то наоборот, недостаточная интенсивность обучения не даст возможности проявить себя. Постарайтесь разглядеть особенности вашего ребенка, оценить свои отношения с ним, оказать ему поддержку и радоваться новому вместе с ним!