Подумайте, например, над следующим вопросом: является ли способность мыслить с возрастом более сложно преимущественно результатом врожденного графика развития? Или она в первую очередь формируется под влиянием стимуляции со стороны родителей и учителей? Овладевают ли дети речью потому, что они генетически предрасположены к этому, или потому, что родители обучают их с раннего возраста? И как можно объяснить широкие индивидуальные различия между детьми — по росту, весу, физической координации, способностям, личности и социальным навыкам? На чем лежит большая ответственность — на природе или воспитании? Помимо описания направления развития каждая теория занимает определенную позицию по важному вопросу о причинах, лежащих в основеразвития: какие факторы важнее, генетические или факторы окружающей среды? Этот вопрос отражает давний спор о природе и воспитании. Когда мы говорим о природе, мы подразумеваем врожденные биологические задатки — наследственную информацию, которую дети получают от своих родителей в момент зачатия. Говоря о воспитании, мы имеем в виду сложное физическое и социальное окружение, которое влияет на ребенка до и после рождения. Перерастут ли эти вспышки гнева у 15-месячной малышки в долговременный паттерн сложного поведения? Теоретики, придающие особое значение стабильности - т. е. считающие, что девочку будет сложно воспитывать, - обычно придают большое значение и наследственности. Другие объясняют стабильность некоторых форм поведения ранними переживаниями - способом поведения матери во время эмоциональных вспышек ребенка. Некоторые исследователи полагают, что изменения в более позднем возрасте возможны, если они подкрепятся новым опытом. Хотя все теории отводят определенную роль как природе, так и воспитанию они по-разному расставляют акценты. Позиция теорий по отношению к природе и воспитанию влияет на то, как они объясняют индивидуальные различия. Некоторые теоретики придают особое значение фактору стабильности, т. е. считают, что дети, у которых та или иная характеристика проявляется на высоком или низком уровне (как, например, вербальные способности, тревога или общительность), останутся такими и в более позднем возрасте. Эти теоретики обычно придают большое значение наследственности. Другие считают более важной окружающую среду, они обычно указывают на ранний опыт как фактор, определяющий долговременный паттерн поведения. Значимые негативные события, переживаемые в первые несколько лет жизни, по мнению этих исследователей, не могут быть полностью компенсированы позитивными событиями в более позднем возрасте. Другие теоретики придерживаются более оптимистичной точки зрения. Они полагают, что изменения возможны и вероятны, если они подкрепляются новым опытом или воспитанием. Исследователи расходятся во мнениях, и часто довольно значительно по вопросу о стабильности или изменениях. Их ответы имеют большое практическое значение. Если вы считаете, что развитие в основном обусловлено природой, тогда создание условий, направленных на стимуляцию изменений, показалось бы бесполезной деятельностью. Если, напротив, вы убеждены в чрезвычайной важности раннего опыта, тогда вы как можно раньше будете осуществлять интервенцию, обеспечивая детям качественную стимуляцию и поддержку для того, чтобы создать им наилучшие условия развития. В конце концов, если вы считаете, что окружающая среда оказывает особое влияние на развитие, вы будете помогать детям или подросткам всякий раз, когда они столкнутся с трудностями и полагать, что в этом случае они смогут компенсировать ранние негативные переживания с помощью благоприятных жизненных обстоятельств.