Что делать,если ребенок вас не слышит. (мини-статья для чутких родителей)
По телевизору идет очередная передача о детях (развитие, кормление, воспитание и т.д.). Слушаю вполуха, так как все это уже слышано много раз. И тут звучит фраза о том, что же делать, если ваш ребенок вас не слышит, когда вы повторяете ему по 20 раз, и полностью игнорирует ваши просьбы. Честно говоря, у нас это иногда происходит, поэтому я прислушалась. Психолог стала говорить, что к ней обращается много родителей с такой проблемой, и первый вопрос, который она им задает, это "а как вы разговариваете со своим ребенком? По-взрослому, как с равным или по-детски?" И очень многие отвечают, что по-взрослому и что с самого рождения. В этом оказывается и заключается наша ошибка. Чтобы ребенок нас слышал, с ним нужно общаться, соблюдая три золотых правила: 1. По-детски, играя 2. Эмоционально 3. Переключая внимание.
Это относится к детям примерно от 2 до 5 лет. Ребенок в таком возрасте воспринимает мир и отношения в игровой форме, и когда мы общаемся с малышом обычным тоном, ему становится скучно с нами, и он нас игнорирует. Поэтому общение должно быть эмоционально окрашенным, то есть все свои фразы нужно произносить таким тоном, чтобы заинтересовать ребенка. Еще важно одушевлять окружающие вас предметы. Например, ребенок не хочет одеваться. Вместо того, чтобы 20 раз повторять что пора одеваться и при этом с каждой минутой все больше раздражаться, превратите одевание в игру, одушевите колготки, скажите: "Колготки, идите скорее сюда, нам уже пора одеваться!" Кстати, по поводу одевания припомнилось собственное детство, когда мне было уже лет 7. Одевалась уже сама, но уж очень медленно, почему-то было ужасно скучно натягивать вещи одну за другой. В итоге я сама для себя придумала игру, которая помогла мне одеваться быстро и с интересом. Игра заключалась в том, что каждая вещь в зависимости от цвета превращалась в частичку Природы. Например, голубые колготки превращались в речку, а желтая маечка - в песочный берег, скучная школьная форма (коричневая, если кто помнит) была табуном коней и т.д. Я в этой игре была голой планетой, а "части природы" соревновались между собой, кто же будет первый, и даже вели друг с другом оживленные переговоры (у меня в голове). Например, песок (желтые трусики) хвастался, что он первый, на что речка (колготки) отвечала, что она хоть и не первая, зато закроет собой весь песок. И дальше в том же духе.
Знаете, вспомнила я о своей игре только после той передачи и попробовала ее (игру) использовать уже при одевании собственного ребенка. Эксперимент прошел на "ура". А потом подумалось, что ведь это не просто отвлечение внимания от каждодневной скучной процедуры, а еще и развитие творческого потенциала ребенка, возможность ему пофантазировать, придумать что-то свое, личное. Мне кажется, эта возможность очень важна именно в наше время, когда так много игрушек, в которых уже все предусмотрено и которые не дают работы воображению (эта тема шире раскрыта в статье "Творческие игры").
Еще одна возможность проверить на практике советы психолога появилась вечером, когда нужно было чистить зубы. Ребенок играл машинками и все мои призывы прекратить игру и прийти в ванну, успешно игнорировались. Тогда на помощь пришла одушевленная зубная щетка, которая изменившимся маминым голосом стала причитать из ванной, что ее покинули и забыли, что она замерзла и очень ждет своего маленького хозяина, который ее согреет в своей ручке. Ну что вам сказать - зубки были почищены в рекордно короткие сроки! Да, наши детки нуждаются в игре, они живут в ней. И если мы чуткие и любящие родители, то должны удовлетворять эту потребность в игре. Тем более так не будет всегда - в один прекрасный момент ребенок даст вам понять, что не нужно с ним разговаривать как с маленьким. И тогда вы вдвоем будете готовы перейти на качественно новый уровень общения.:)