Раньше я уже писал о пищевой зависимости и зависимости от определенных чувств. По мере развития технологий, которыми я пользуюсь, я начал понимать, что все больше и больше теряю контроль над своей жизнью. В дзен-буддизме есть история, которая ярко иллюстрирует это: Крестьянин идет по дороге, держа веревку в руке. К концу веревки привязана корова. "Почему Вы позволяете корове контролировать Вас?", - спрашивают крестьянина. "Она не управляет мной. Я контролирую ситуацию", - отвечает крестьянин. "Если Вы контролируете ситуацию, почему бы Вам не отпустить веревку?", - бросают вызов крестьянину.
То, что контролируете Вы, контролирует Вас. Этот процесс совершенно не похож на улицу с односторонним движением. То же самое можно сказать и о достижениях в области технологий. Они делают нашу жизнь проще и приятней, но чем больше мы их используем, тем более зависящими от них, мы становимся. В некоторых случаях мы становимся зависимы и не можем жить без них. Моя новая зависимость - технологии, которые делают мою жизнь более эффективной. Я полагаю, что такой специфической зависимости подвержен не я один. В моей консультационной практике я часто работаю с группами до тридцати человек, мы встречаемся и обсуждаем проблему, которую люди хотят преодолеть. Я занимаюсь этим в течение сорока лет, в разных странах мира. За эти годы я заметил изменение в поведении. В так называемых "развитых" странах становится все сложней сосредоточить внимание группы. Неизменно, большое количество участников читают или печатают на своих карманных ПК или ноутбуках во время дискуссии.
Я прошу, чтобы они перестали это делать, участники соглашаются, но в течение минут снова открывают свои карманные компьютеры (удачно называемые «крэк-ПК» людьми, которые увлекаются компьютерами).
Не только эти люди буквально привязаны к своим карманным ПК, лежащим на их коленях. Моя супруга говорит, что пойдет со мной в кино только, если я оставлю свой карманный компьютер дома. Не раз мой карманный ПК вибрировал прямо в середине фильма и я, вместо того, чтобы смотреть кино, начинал читать электронные письма и отвечать на них.
Супруги моих клиентов говорят мне, что если бы им пришлось подавать на развод, то причиной стал бы карманный ПК или iPhone. Многие из нас прервут беседу с супругом, даже посреди какой-нибудь особо важной дискуссии, чтобы ответить на телефонный звонок или смс сообщение. Безусловно, это может подождать. Безусловно, это не настолько важно по сравнению с тем, что чья - то жизнь находится в опасности. Но мы не можем спокойно смотреть на вибрирующий карманный ПК. Попробуйте забрать его у нас, и мы готовы будем пойти на кражу, ложь и обман только ради того, чтобы вернуть его. Типичное поведение человека, который имеет некоторую зависимость, не правда ли?
И это можно сказать не только о карманном компьютере или iPhone, но и о популярных социальных сетях Facebook, Twitter и блогах. Существует множество социообразующих, сетевых устройств, благодаря которым моя производительность не повышается, а понижается. Вы когда-нибудь считали, сколько времени Вы тратите в таких системах?
Почему мы так себя ведем? Зависимость. Мы увлекаемся осознанием того, что кто-то нуждается в нас, хочет нашего присутствия, всегда готов прийти нам на помощь. Даже с точки зрения модели PAEI, это напоминает мне (I) зависимость, склонность к объединению.
Эта (I) склонность может быть чрезвычайно сильной, потому что для взаимодействия людям необходимо общение. Самое серьезное наказание в тюрьме - одиночное заключение в камере; заключенные в таких условиях перестают чувствовать себя людьми.
Эта наша потребность, необходимость взаимодействия с другими людьми сейчас эксплуатируется, широко используется, так как такая технология как интернет позволяет это. Например, мой сын подросткового возраста тратит огромное количество времени в чатах. Если я пытаюсь воспрепятствовать его интересу к интернету, он восстает против меня, словно я выношу ему приговор заключения в карцер.
Технологии, кажется, делают нас свободными. С одной стороны они освобождают нас от изоляции, делают коммуникацию легче и приятней, но с другой стороны они порабощают нас, потому что мы становимся зависящими от них.
Что же делать?
Прогресс развития технологий не может и не должен быть сделан. (Унабомбер* воспрепятствовать технологиям и был в результате приговорен к пожизненному заключению). Что действительно необходимо - самодисциплина.
Что касается других зависимостей, кто выживет? Те, у кого хватит силы сказать «нет». «Нет» токсичным продуктам питания, наркотикам и вызывающим привыкание технологиям. «Нет» бесконечным возможностям, которые, если мы будем гнаться за всеми ими, не оставят нам времени на жизнь.
Успеха достигнут те, у кого есть внутренняя сила.
Успех не где-то там. Он здесь.
И таким образом проблемы, которые мы имеем, не «где-то там», а «здесь и сейчас». Мы искали врага и нашли его. И Вы знаете ответ на этот вопрос.
____________
*прим.: Теодор Джон Качинский, также известный, как Унабомбер, — американский математик, нео-луддит и социальный критик.