«Университет Риторики и Ораторского Мастерства» летом 2007 г. поставил перед собой задачу – подготовить за несколько лет 100-200 тренеров способных качественно вести наш тренинг по ораторскому искусству. Как результат мы разработали тренерский курс, позволяющий быстро и качественно передать технологию ведения нашего ораторского тренинга.
В этом докладе разбирается то, как мы передаем технологию ведения нашего ораторского тренинга, с тем, чтобы уважаемые коллеги, могли взять лучшее из нашего опыта и применить эту же технологию в том или ином виде для передачи уже своих тренингов (по креативу, лидерству, переговорам, продажам и т.д.).
Предлагается описание технологии, реализованной в «Университете Риторики и Ораторского Мастерства» при обучении лицензиатов ведению курса «Харизматичный оратор».
Технология разработана для группы численностью в 15-25 человек, когда с группой работают 2 тренера.
• Если нужно обучить 1-2-3 человека, то лучше подходит механизм стажировки. • Если группа больше 25 человек, то нужно или добавлять 3-го тренера, или менять технологию обучения. • С группой от 6 до 15 человек по этой технологии может работать 1 тренер.
В первую очередь предлагаем разбить тренинг на небольшие модули по 2-3 часа каждый. И для передачи каждого такого 3-хчасового модуля (занятия) использовать следующие этапы.
Этапы
1. Изучение методички к занятию (20 мин). 20 минут участники тренерского курса изучают методичку. И потом в течении 2 этапа сверяют то, что происходит, с тем, что написано в методичке, при необходимости делая дополнительные записи.
2. Прохождение занятия в качестве участника (3 часа). Участвуют в занятии как слушатели, проживая изнутри тот опыт, который получают участники тренинга.
3. Методический разбор занятия (40 мин). Ведущие разбирают то, как каждый 3-хчасовой модуль устроен изнутри. Комментируют логику данной последовательности упражнений. Отвечают на вопросы.
4. Тренировка участников тренерского курса друг на друге (2 часа). В минигруппах по 5-6 человек участники готовят ту или иную тему, и выступают с ней перед своими коллегами, получая от них обратную связь. Когда они дают обратную связь – это тоже обучает их пониманию, как грамотно вести тренинг.
5. Подготовка к работе с реальной группой (1 час). В минигруппах по 5-6 человек участники распределяют, кто какую тему будет давать, и готовят свою тему. Во время подготовки обращаются к ведущим тренерского курса за обратной связью.
6. Проведение занятия с реальной группой (3 часа). Участники, работая командой в 5-6 человек, самостоятельно проводят занятие для реальной группы. Ведущий тренерского курса записывает их работу на видео и фиксирует обратную связь, которую дает на этапе 7.
7. Получение обратной связи от тренеров тренерского курса (1 час). Ведущий тренерского курса устраивает «разбор полетов» по итогам проведенного занятия с реальной группой. Комментирует то, что получилось хорошо, и то, что можно улучшить.
8. Просмотр видеозаписи своей работы на реальной группе. Участники самостоятельно просматривают видеозапись своей работы, наблюдая со стороны за своими сильными и слабыми сторонами (иногда, если у ведущего тренерского курса есть время, он помогает в разборе видеозаписей).
Итого один цикл = 11 часов
В чем ключевые факторы, определяющие успех такой технологии передачи тренинга:
1. Многократный повтор каждого занятия (более 8 раз).
То есть 3-хчасовой фрагмент тренинга более 8 раз проживается тренером на интеллектуальном, эмоциональном, телесном уровне. И за счет этого структура этого 3-хчасового фрагмента намертво «впаивается» в телесную/эмоциональную/интеллектуальную память тренера.
• Первый раз, когда изучает методичку. • Второй раз, когда проживает тренинг изнутри, как участник. • Третий раз, когда происходит методический разбор занятия. • Четвертый раз, когда пробует вести фрагменты занятия в учебной группе из своих коллег-тренеров и получает от них обратную связь. • Пятый раз, когда готовится к занятию с реальной группой. • Шестой раз, когда проводит тренинг для реальной группы. • Седьмой раз, когда получает обратную связь от тренеров тренерского курса на свою работу в реальной группе. • Восьмой раз, когда самостоятельно просматривает видеозапись своей работы.
Эти повторы разнесены во времени:
Т.е. цикл из этих 8 этапов проходит не в один день, а растянут на 3 дня.
Соответственно каждое занятие актуализировано (требует сознательного и бессознательного внимания) в течение трех дней. И за счет этого лучше закрепляется в памяти.
2. Повторение подобного цикла обучения 5-6 раз.
Если бы передача технологии ведения тренинга велась бы не 3-хчасовыми модулями, а более крупными кусками – то эффективность бы снизилась.
Например:
• 2 дня прохождение тренинга изнутри (сразу одним куском). • 2-3 дня методический разбор и работа в учебных группах. • 2 дня работа с реальной группой. • 1 день обратная связь от тренеров тренерского курса.
В этом случае нет возможности учесть обратную связь и исправить те или иные свои ошибки (петля обратной связи слишком длинная и однократная). Кусок тренинга, который нужно «проглотить», слишком большой. Поэтому его труднее запомнить и усвоить.
При передаче тренинга небольшими, 3-хчасовыми модулями, если участник тренерского курса плохо усвоил и, как следствие, неудачно поработал с первым модулем и набил себе на нем шишек, то при изучении второго и последующего 3-хчасового фрагмента тренинга он:
• В два раза внимательнее читает методичку перед занятием. • В два раза внимательнее наблюдает за тем, что делают тренеры тренерского курса, когда ведут занятие. • В два раза больше задает вопросов во время методического разбора и т.д.
3. Работа с реальной (живой) группой.
Это один из самых ключевых моментов в передаче технологии тренинга. Важно, чтобы участники тренерского курса поработали несколько раз с реальными «людьми с улицы» и убедились, что у них получается вести тренинг.
• Этот этап создает отличную мотивацию! Когда участники знают, что вечером им работать с реальными, живыми людьми – они весь день выкладываются на 100%, т.к. есть желание вечером выступить успешно.
• Работа с реальной группой создает у участника тренинга уверенность в том, что если следовать технологии – он получит предсказуемый результат. В частности, если было сомнение: «мол, эту тему мне ни в жизнь не получится дать», то после работы с реальной группой эти сомнения развеиваются.
• И как следствие – создает ощущение успеха и уверенность, что он сам, самостоятельно – может провести тренинг (т.к. тренеры тренерского курса демонстративно не вмешиваются в процесс, побуждая участников тренерского курса от начала до конца самостоятельно провести тренинг).