В каменном веке выживали те, кто умел приспосабливаться к окружающим условиям, однако что означает слово «приспосабливаться»? Это была эпоха дефицита, где выживал только тот, кто лучше охотился, больше воспроизводил, быстрее бегал и был сильнее других; выживали гены сильнейшего. Общим знаменателем был физический потенциал. В эту эпоху было легко идентифицировать противника, будь то волк, лев или враждебное племя. Я считаю, что сейчас мы живем в эпоху «новых джунглей», джунглей, которые мы сами создали и где необходимо вести себя определенным образом, чтобы выжить. Теперь адаптация уже не связана с силой. В наше время очень сложно идентифицировать противника.
Живя в развитых странах, мы страдаем не от дефицита, а от изобилия. Существует слишком большое многообразие выбора. Возьмите, к примеру, любой супермаркет в развитых странах мира. Существует широкое многообразие продуктов питания. Но является ли каждый из них полезным? Полезным для здоровья? Исследование, проведенное в сети супермаркетов, показывает, что 76% из 24 000 продуктов, продаваемых магазином, не были богаты питательными веществами. (Доктор Джеф Новак из Центра Здоровья и Долголетия Pritikin предоставил эти данные в своей видео работе «Здоровая пища или качественные продукты питания»).
Реклама использует изощренные, тщательно продуманные психологические методы, при помощи которых толкает нас к потреблению определенных продуктов питания, которые на самом деле могут нанести смертельный вред нашему здоровью. Большинство промышленных, упакованных пищевых продуктов, не являются полезными для нашего здоровья. Они характеризуются высоким содержанием жира, холестерина и сахара.
Большой процент населения в развитых странах преждевременно умирает от сердечных приступов, внезапных ударов, рака и диабета, болезней, связанных с сидячим образом жизни и стрессом, вызванных потреблением пищи, блокирующей артерии и вызывающей воспаление.
Такой опасный для здоровья образ жизни продвигают компании, зарабатывающие себе на хлеб продажей продуктов питания, табака и медикаментов, которые медленно нас убивают. Опасность исходит из каждого рекламного щита, телевизора, рекламных объявлений и маркетингового продвижения, она замаскирована, и, более того, презентуется нам в весьма дружественной и привлекательной форме.
Но понимаем ли мы, что перед нами враг? Или же нас влекут рестораны быстрого питания, словно они являются продолжением нашего дома?
В каменном веке змея была змеей, а лев был львом. Нельзя было ошибиться в том, что представляло угрозу. Сегодня же рестораны быстрого питания, сладкие напитки, продукты животного происхождения (молочные продукты и мясо) и антибиотики, красиво презентуются и пропагандируются как самое лучшее из того, что нам необходимо использовать. И они убивают нас. Медленно.
В этих современных джунглях враг выдает себя за друга. Здесь люди потребляют токсичные продукты питания и не знают о том, насколько они опасны. Мы медленно гнием и не понимаем этого.
Так кто же выживет сейчас? Не тот, кто физически сильней. Не самый умный. Думаю, это будет человек, у которого хватит самодисциплины сказать «нет!» соблазнам; тот, у кого будет достаточно силы воли и дисциплины для тщательного выбора продуктов питания; тот, кто достаточно времени отводит на физические упражнения и отдых. Люди, считающие, что большие мышцы, бег трусцой и физические упражнения продлят их жизнь, но, в то же время, употребляющие богатую калориями, но имеющую низкую питательную ценность пищу, не осознают, что условия в джунглях изменились.
Не так-то просто сказать «Нет!». Вокруг огромное количество соблазнов. Повсюду стоят торговые точки быстрого питания; возможности больше работать и меньше отдыхать бесконечны. И в результате такого образа жизни мы становимся больными, а фармацевтические компании с радостью предлагают нам медикаменты для преодоления этих болезней только лишь с той целью, чтобы создать новые проблемы со здоровьем в результате побочных эффектов их употребления.
Кто выживет? Сознательные люди, имеющие самодисциплину и силу воли. Сейчас не каменный век. Сейчас важно не то, насколько быстро вы бегаете, а то, как тщательно вы обращаете внимание на то, что потребляете.