Если вы занимаетесь преподавательской деятельностью, то, вероятно, замечали, что не все занятия проходят одинаково. Даже одна и та же группа может быть очень позитивной и лояльной, а может превратиться в «конференцию трудных участников». И чаще всего это связано не с внешними факторами, а непосредственно с личностью тренера – его подготовкой занятия и его состоянием. Секрет заключается в том, что можно значительно позитивно повлиять на процесс занятия и его участников, если проводить его в особом состоянии сознания, называемым «потоковым состоянием», или просто «потоком». Я осознала важность потокового состояния для преподавателя на заре своей профессиональной деятельности лет 16 назад, когда впервые стала читать лекции по психологии для взрослой аудитории. Занятие, проведенное «в потоке», разительным образом отличалось от занятия, проведенного в обычном, повседневном состоянии. Это чувствовалось в процессе, и мое собственное самоощущение в состоянии потока точнее всего можно было назвать «Состояние Мастера». И это было явно и объективно заметно в финале – по обратной связи группы. Читая лекции, а затем проводя бизнес-тренинги и коучинг, я искала способы, как использовать это состояние регулярно, на каждом занятии, при каждом взаимодействии с клиентом. Интуитивно, а чаще методом проб и ошибок, я вывела некоторые условия возникновения этого состояния в различных ситуациях и хочу поделиться с вами. Понятие Потока Поток, или потоковое состояние (англ. flow) — психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. (Михай Чиксентмихайи) Известные исследователи Михай Чиксентмихайи и Мартинг Селигман считают состояние потока необходимым условием счастливой жизни. На тему, как входить в потоковое состояние, написано уже немало статей, но в основном все рекомендации направлены на достижение такого творческого состояния, в котором происходит полное погружение в деятельность, высокая концентрация на цели, и достигается это состояние, как правило, в одиночестве. Но если рассматривать тренерскую работу или работу в команде, то здесь важным является именно взаимодействие с другими людьми, которое, тем не менее, происходит в потоке. Таким образом, можно выделить две разновидности потоковых состояний, которые мы назвали DeepFlow – «глубокий поток» и SmartFlow – «поток взаимодействия». DeepFlow – «глубокий поток» – сконцентрированность внимания на творческой или духовной работе, окружение и время игнорируются. Именно это состояние чаще всего имеют ввиду, когда говорят о «потоке».SmartFlow – «поток взаимодействия» – потоковое состояние способности быстро и легко решать различные задачи с другими людьми, повышенная сообразительность, ответы приходят быстро и «в точку».Для тренера необходимо уметь входить именно в состояние SmartFlow и удерживаться в нем в течение всего тренинга. А лучше всего – вводить в него и всех участников. Тогда эффективность тренинга повышается в разы, участники чувствуют себя буквально «окрыленными» и получают мощный начальный импульс к действиям, претворению материала тренинга в свою жизнь. Три базовых ресурса потока: время, информация, энергия
<div style="text-align: center;"></div>
Можно рассматривать поток в рамках простой модели бизнес-процессов, когда необходимы входные данные, которые затем преобразуются и на выходе дают результат. В случае потока такими необходимыми входными условиями являются три фактора: время, информация и энергия.
Только затратив определенные усилия в начале, обеспечив каждое из этих условий на должном уровне, мы можем запустить процесс потокового состояния. И тогда возникает потоковый эффект усиления и трансформации вложенных ресурсов, позволяющий достигать высокой эффективности деятельности.
Сведем основные параметры каждого ресурса в краткую тезисную таблицу – что мы должны учесть на входе, и что тогда получаем на выходе.