Но мы говорим не об этих несчастных, а о вас, читатель. Вы, именно вы, хотели бы стать великим в той области, которую избрали для себя в качестве любимого занятия?
Заметьте, я не спросил «считаете ли вы такое возможным». Многие люди хотят стать великими, но не считают это возможным. Ваше дело хотеть - моё дело показать, где лежат ключики от драгоценного клада.
Я вспоминаю одну женщину, которая работала с моей мамой. Она сказала как-то: «Эх, мне бы слух, да голос, я бы так пела!». Её точка зрения была абсолютно правильным началом для обретения величия. Чего ей не хватило, так это смелости сделать первый шаг. Возможно - пойти на уроки вокала.
Я помню, как это сделал я сам. Боже правый! Я не просто «не пел». Если я открывал рот, чтобы что-то промурлыкать себе под нос, все до единого... Ну, не у каждого же есть талант от рождения!
Закончилось всё тем, что я пел со сцены на концертах, пел казачьи песни «в телевизоре» (мне тогда было 19 лет). У меня никогда не было амбиций звезды эстрады, просто я хотел избавиться от неспособности - и я от неё избавился. С того уровня, на который я вышел уже можно было бы начинать серьезно учиться, если бы было такое желание.
К чему я это? А к тому, что я глубоко уверен, что уж если меня можно было научить более-менее сносно петь, то любой человек, действительно желающий освоить какой-то навык, может это сделать. Если только у него не отсутствуют части тела, отвечающие за данную профессию (на гитаре без рук не поиграешь, хотя Маресьев и летал на самолете с ампутированными ногами).
Так как первое, что нужно для того, чтобы стать великим - стать в этой области профессионалом, что достигается просто при помощи обучения. Это может любой упорный человек, у которого хватило ума найти правильного учителя. А вот дальше...
Мой друг (по-настоящему прекрасный вокалист, реальная звезда) решил сделать карьеру звезды. По великому блату нашел известного продюсера, пришел к нему домой с гитарой, чтобы показать себя. На что продюсер спросил: «Ну, просто скажи - людям нравится, как ты поешь?». «Да». «Этого достаточно». Далее моему другу были выданы телефоны стилиста, учителя танцев, имиджмейкера. И сделано предложение выпить шампанского. За бокалом шампанского продюсер популярно объяснил, что мой друг, чтобы влиться в тусовку, должен сначала лечь с ним в постель. Так мой друг и не стал звездой (хотя может быть стоило поискать продюсера другого пола?).
Это я не про засилье гомосексуалистов на эстраде, а про создание великих. Петь умеют многие, и зачастую лучше, чем большинство российских звезд. Я про технологию создания звезды, которая начиналась с имиджа, парикмахера и движений. Стать звездой - не игра случая, не каприз судьбы и не воля Божья. Есть точное описание того, что делает великого человека - великим.
Есть люди, которые хотят обрести славу и знают, как ей распорядиться на благо общества, но им не хватает понимания процесса. Человек может отстаивать самые высокие цели, и при этом быть чертовски известным, популярным и признанным. Примером тому великие гуманисты современности: Далай Лама, Махатма Ганди, Л. Рон Хаббард и т.д.
Возможно, вы подумаете - а какое это имеет отношение к бизнесу? Да самое прямое. Ибо величие обеспечит вам влияние на широкие массы. А размах игры зависит от пространства, на котором она ведется.
Позвольте процитировать одного из действительно великих людей, живших в ХХ веке - Л. Рона Хаббарда. В своей лекции, прочитанной 11 декабря 1952 года, он очень подробно описал анатомию величия, на примере деятелей искусства. Я слушаю советы людей, действительно достигших того, о чем они говорят, а не «чистых теоретиков», поэтому с удовольствием цитирую Хаббарда, не просто писавшего про величие, но и достигшего его сразу в нескольких областях. На его счету пост президента Гильдии американских писателей и самое большое количество опубликованных книг в истории человечества (1084 книги - рекорд Гиннеса), почетное членство в Клубе Путешественников, как морехода-исследователя (наряду с Кусто и т.д.), роль создателя собственной религиозной философии (саентологии), имеющей десятки миллионов сторонников в 175 странах на пяти континентах. Этот человек написал Конституцию для Родезии (нынешняя Зимбабве), стал основателем крупнейшего в мире негосударственного антинаркотического движения, а также движения по популяризации Декларации о правах человека и Фонда по возрождению моральных ценностей. И это только краткий перечень того, за что его награждали правительственными наградами многих стран, как одного из величайших гуманистов современности. На бульваре Голливуд в Лос-Анджелесе стоит музей истории жизни этого человека, и он включен в список достопримечательностей города.
Хаббард выделял такие составляющие величия, как силу, способность занимать большое пространство, ваши намерения и принятие на себя бытийности великого человека. Итак, вот цитата:
«Давайте рассмотрим какой-нибудь вид деятельности: что такое великий певец? Если кто-то хочет раскритиковать певца, первое, что он скажет, - «Ему бы петь где-нибудь в гостиной». Сколько пространства он может заполнить своим голосом? Это первое требование.
Карузо был величайшим певцом, потому что своим голосом он мог практически снести заднюю стену в любом концертном зале. Кроме того, в его голосе присутствовала сила, он мог разбивать бокалы, взяв нужную ноту. Вы скажете: «Всё дело в нужной ноте». Нет, в его голосе должно было быть достаточно силы, чтобы он мог разбить бокал. Может быть, его голос был необычайно красивым, а может быть и нет. Но бог мой, у него действительно был громкий голос!
Вы хотите стать великим певцом? К чёрту все переходы с ноты на ноту. Не беспокойтесь ни о какой мелодии. Если вы просто попрактикуетесь немного, так, чтобы в конце концов вы смогли пойти в самый большой зал в Соединенных Штатах или в Голливудский амфитеатр и заполнить своим голосом весь амфитеатр, не прибегая к электронной аппаратуре, то люди выбрали бы вас как лучшего певца. Вас бы сразу выбрали как лучшего певца.
Так вот, всё это странно. Чем же великий певец в таком случае отличается от свинопаса, созывающего свиней? И певец, и свинопас могут заполнить звуком большое пространство. Что ж, посмотрите на них. В звук вкладывается разное намерение. Намерение громко позвать свинью - это одно дело; а намерение заинтересовать людей и вызвать в них желание - это другое дело. Совершенно разные вещи.
Так где же мы находим самое большое различие? Самое большое различие присутствует на уровне постулатов, на уровне намерения. Вот где различие. А немного ниже находится согласие в отношении того, что певец - это певец, а свинопас - это свинопас. Мы согласились, что над свинопасами нужно смеяться, а к певцам нужно относиться очень серьезно. Это очень просто.
Так и есть. Это практически всё, что можно сказать по этому поводу. Если вы хотите стать великим певцом, то вам нужно добиться, чтобы все знали, что вы великий певец. Вам нужно надеть наряды великого певца, и всё. Я видел некоторых пианистов в кабаках, которые были виртуозами в своём деле и могли сыграть любое классическое произведение - красивая, очень красивая игра, - но на них не было фраков. У них не было особого ореола. У них не было особого стиля. У них не было всех символов и атрибутов великого пианиста.
Как ведет себя великий пианист? Ха-ха! Мы знаем, как ведет себя великий пианист. Во-первых, он производит сильное впечатление. Он поднимается на сцену, не обращая никакого внимания на аудиторию. Откидывает фалды назад, чтобы сесть за единственное пианино, стоящее посреди огромной сцены, понимаете? Он садится за пианино, а потом очень терпеливо выжидает, пока в зале не воцарится гробовая тишина. А потом он начинает играть, делая очень грациозные жесты. Вот и всё.
А какой-нибудь бедолага играет себе где-нибудь в забегаловке, сдвинув шляпу на один глаз. Возможно он заткнул бы за пояс того пианиста с большой сцены, но он не знает одного. Он не знает одного: чтобы быть великим человеком, нужно вести себя как великий человек. И если он будет вести себя как великий человек, у которого соответствующие манеры, то он и будет великим человеком. Почему? Потому что он всего лишь создает общее согласие.
Если он откажется вести себя так, как согласно общему согласию подобает вести себя великому человеку, или если у него есть цель не вести себя таким образом, то он не будет великим.
Совершенно нормально притворяться, если вы знаете, что вы притворяетесь. Люди не читают ваших мыслей; ваши мысли проявляются внешне в ваших манерах; у вас нет надлежащих манер.
Галли-Курчи (1889-1963, одна из наиболее знаменитых оперных сопрано Америки) никогда не смотрела на свою публику с извиняющимся выражением лица, никогда. Точно так же и Карузо. Карузо выходил и окидывал взглядом аудиторию: «Хорошо, люди, вам выпала большая честь послушать, как я пою». И он говорил: «Сейчас вы услышите, как я пою». Если кто-то решил не слушать его, то у этого человека всё равно не было никаких шансов. Ни у кого просто не было никаких шансов». Конец цитаты.
Итак, о чем мы тут говорим? Мы говорим о харизме, о способности доносить до других людей свои убеждения с мощью, подобной могуществу сил природы. Человек обладает величием? Это равно тому, что люди с ним согласны.
Любой из вас при желании мог бы стать великим политиком, деятелем искусства, бизнесменом. Вы знаете это? Вам не обязательно становится миллиардером, чтобы быть известным бизнесменом. Я знаю миллиардеров, которые неизвестны широким массам людей, о которых не пишут в «Forbs», так как им этого не надо (криминальные деньги и природная скромность не позволяют). А также я знаю бизнесменов, у которых нет и одного миллиарда, но о которых знает весь мир, их знают в лицо, они публичные люди, их мнение принято. Вопрос в том - хочет ли человек быть великим. И иметь влияние. Это просто разновидность игры, и некоторые хотят в неё играть.
Я написал эту статью для тех, кому интересна эта тема. И для тех, кто достаточно умен, чтобы суметь найти в ней ключ к искомому величию - если он его искал. Великие люди вершат великие дела и оказывают влияние на многих.
А эта планета нуждается в большем количестве великих людей, намерения которых чисты. Возможно вы - один из них.