том, что она в 26 лет стала вторым человеком в Группе компаний Аркадия Новикова с оборотом около $100 млн в год. Главная «изюминка» в ее карьере – трудоустройство через реалити-шоу «Кандидат» телеканала ТНТ. Сладки ли Татьяне плоды ее победы, и как она провела первые 100 дней в новой для себя ресторанной среде, читайте в нашем интервью.
Татьяна Бурделова – необычный топ-менеджер и руководитель. Дело не только в том, что она в 26 лет стала вторым человеком в компании, оборот которой приближается к $100 млн в год. Главная «изюминка» в ее карьере – трудоустройство при помощи телевидения: через реалити-шоу «Кандидат» телеканала ТНТ. Как и в шоу-прототипе, "The Apprentice” Дональда Трампа, российский проект вел один из ведущих бизнесменов: им стал легендарный ресторатор Аркадий Новиков. А победителю шоу была обещана высокая руководящую должность в компании, которую Новиков создал и возглавляет. Причем пост, который заняла Татьяна, оказался неожиданно высоким: исполнительный директор Группы компаний Аркадия Новикова. Сладки ли Татьяне плоды ее победы, и каково ей руководить ресторанным холдингом после семи лет в финансовом консалтинге? Об этом мы беседовали с Татьяной Бурделовой незадолго до Нового года, спустя около 100 дней после перехода Татьяны на работу к Новикову.
E-xecutive: Татьяна, путь трудоустройства, который вы прошли, традиционным никак не назовешь. И все же, может ли работодатель объективно оценить достоинства менеджера через реалити-шоу?
Татьяна Бурделова: Нужно четко разделять игру и работу. Игра закончилась: она много мне дала и познакомила меня с интересными людьми. Но шоу и найм на мою нынешнюю работу – это две не связанные друг с другом области. Да, игра познакомила меня с Аркадием Новиковым, дала мне шанс получить эту должность. Но сегодня опыт шоу уже почти не вспоминается: здесь нужно предлагать новые идеи, развиваться и строить вполне настоящий бизнес. Я никому бы не посоветовала искать работу через шоу: делать это нужно более традиционными методами. Но тем, кто будет участвовать в «Кандидате» в будущем, я бы рекомендовала бороться до конца и оставаться при этом верными своим жизненным принципам.
E-xecutive: Особенность игры в том что изначально победителю не предлагается определенная должность: конкретная позиция становится предметом обсуждения. Как это происходило в вашем случае?
Т.Б.: Да, игра шла «в темную»: в контракте, который я подписывала в финале, значилось абстрактное «руководитель одного из проектов в Группе Аркадия Новикова». И, когда «Кандидат» остался позади, мы с Аркадием стали всерьез обсуждать возможности дальнейшего сотрудничества. Рассматривали несколько областей: сетевые проекты, новые направления бизнеса. Но, поскольку я не имею профильного образования и опыта работы в ресторанном бизнесе, то проекты, связанные непосредственно с руководством ресторанами, меня не привлекали. Я не считаю, что следует кардинально менять сферу деятельности, если твоя работа тебе нравится и ты всем в ней удовлетворен. Соответственно, я предложила Аркадию связать мой предыдущий опыт с тем, что ему реально необходимо. И оказалось, что Аркадий давно думал об объединении своего бизнеса в финансовом плане, в операционном, в юридическом. Я обладаю некоторым опытом работы по реструктуризации бизнеса, и я предложила свой план объединения, разумеется, поначалу довольно схематичный. Новикову он понравился, и он сказал: «делай, Таня, вперед!»
Биография
Татьяна Бурделова родилась в Москве. В 2001 г. окончила Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит», в 2000-2001 гг. проходила специальную программу в рамках курса МВА вMIT-Harvard Business School . Кандидат экономических наук. В 1998-2000 гг. – руководитель проектов в ING Bank (Евразия). В 2001-2005 гг. - финансовый аналитик, затем старший консультант в компании PricewaterhouseCoopers. В 2005 году победила в реалити-шоу Аркадия Новикова «Кандидат» и заняла должность исполнительного директора Группы компаний А.Новикова.
E-xecutive: Каковы были ваши первые дни на новом месте, с чего все начиналось?
Т.Б.: По нашей договоренности с Аркадием, я начинала с изучения всей системы, знакомства с руководителями направлений, с директорами ресторанов, гастрономических бутиков, знакомства с рядовыми сотрудниками. Затем я провела диагностику этой системы, анкетирование руководителей, чтобы выяснить, как они работают сейчас и что можно улучшить в Группе компаний с точки зрения людей, которые в ней вращаются. И после этого была выработана концепция объединения, которая родилась в результате моего изучения системы, общения с Новиковым, с директорами и частью партнеров.
E-xecutive: Узнавали ли в вас победительницу телешоу? Не было ли предубеждения против вас со стороны профессионалов, давно работающих в ресторанной сфере?
Т.Б.: Узнавали, хотя в основном – официанты и младший персонал (наверное, они активнее всех смотрели игру). Со стороны партнеров и менеджеров, конечно, была некоторая настороженность: я – человек новый, пришла в компанию необычным путем. Но в целом меня приняли довольно позитивно, я довольна этим приемом и благодарна за него всем тем, с кем работаю.
E-xecutive: Случались ли какие-то «тупиковые» ситуации, когда казалось: вот с этим я точно не справлюсь?
Т.Б.: Нет, такого не было. Всегда бывают некие рабочие моменты, когда возникает конфликт мнений по тем или иным направлениям. Особенно трудно достигать компромиссов, когда работаешь в такой большой структуре: в Группе А.Новикова - более 10 тыс. человек. Как раз на этой неделе мы провели первое собрание директоров и партнеров, где присутствовало 55 человек! Ты видишь, насколько велика компания, и даже обсудить какой-то вопрос с каждым непросто. Многие работают здесь долгие годы, у каждого есть свой взгляд на дальнейшее развитие. Это и тяжело, и хорошо одновременно: получив информацию со множества сторон, ты можешь прийти к взвешенному решению.
В ресторанном бизнесе, безусловно, есть свои особенности. Например, здесь традиционно высокая текучесть кадров: порядка 30-40% в год. Основная часть наших работников – это официанты, повара, обслуживающий персонал, а наш отечественный менталитет так устроен, что профессия официанта не является уважаемой. За время существования Советского Союза, как мне кажется, сформировалось воззрение, что официант – халдей (это жаргонное название официанта живо до сих пор...). Кроме того, не секрет, что официанты получают небольшую зарплату, и основной их доход складывается из чаевых. Это создает фактор неопределенности, который также мешает легко находить людей. Наконец, большинство официантов – студенты, которые не связывают свое будущее с ресторанной сферой. Текучка – это то, с чем приходится мириться, но и находить какие-то нестандартные пути привлечения персонала.
Другая важная особенность связанна с маркетингом, PR и отношениями с клиентами. Сегодня конкуренция между ресторанами очень высока, несмотря даже на то, что большая часть новых заведений вскоре закрывается. И на первый план выходит вопрос удержания и привлечения клиентов. Помимо хорошего сервиса, отличной кухни и т. д. необходимы и дополнительные мероприятия, связанные с арт-поддержкой заведений, специальными акциями. Многие из наших посетителей приходят «на имя» Новикова, зная, что за ним стоит высокое качество кухни и обслуживания, приятная атмосфера, которая во многом создается под влиянием личности ресторатора. Но многие, даже те, кто слышали о Новикове, не знают, что приходят в принадлежащее ему заведение. Мы, в частности, занимаемся и тем, чтобы повысить известность наших ресторанов именно как проектов Аркадия Новикова.
E-xecutive: Как на сегодня выглядит группа, что именно вы реструктурируете? И в чем цель этой реструктуризации?
Т.Б.: Моя задача формулируется просто: объединить все бизнесы Аркадия Новикова. Сегодня они довольно разрозненны и самостоятельны, что во многом даже хорошо, поскольку каждый проект пользуется определенной свободой, и все они развиваются успешно. При этом мы понимаем, что на нынешнем этапе развития управление бизнесом не может осуществляться одним человеком, а сегодня основное руководство осуществляется самим Аркадием Новиковым. Аркадий, конечно же, хочет снять с себя часть операционных вопросов – это и маркетинговые вопросы, и дизайнерские, и часть финансовых, и вопросы, связанные с недвижимостью. Все эти функции как раз и должна взять на себя вновь создаваемая структура, управляющая компания группы. Ее задача – помогать заведениям решать их вопросы и снимать с Аркадия текущую операционную нагрузку. Новиков хотел бы сосредоточиться на вопросах стратегии, на открытии новых заведений, на творческих вопросах, не занимаясь ни поиском помещений, ни обсуждением условий аренды, ни вопросами маркетинга.
E-xecutive: Интересно, как будет осуществляться интеграция финансовых потоков? Насколько я могу судить, во многих проектах у Аркадия есть партнеры, бизнесы очень разные, структура собственности – тоже…
Т.Б.: Я не могу ответить на этот вопрос, могу только обозначить общие принципы интеграции. Будет разделено управление различными группами ресторанов: сетевыми проектами, ресторанами casual dining и ресторанами fine dining, то есть, средней и высшей категории. Структура управления сетевыми и авторскими заведениями будет отличаться: этого требует специфика их работы. Но во многом они будут пересекаться. Также будет разделено управление ресторанами и другими компаниями группы: тепличным хозяйством, сетью универсамов, объектами недвижимости и так далее. Наша задача – встроить все эти компании в единую технологическую цепочку. Теплицы и компания по поставкам морепродуктов обеспечивают своей продукцией рестораны, группа по управлению недвижимостью ведет девелоперские проекты, «Студия цветов 55» занимается флористическим оформлением ресторанов. Непрофильных активов у нас нет: все компании Аркадия, безусловно, связаны между собой. А единая операционная структура, которую мы создаем, призвана улучшить их взаимодействие.
E-xecutive: У управляющей компании, которую вы возглавляете, уже существует определенная структура?
Т.Б.: В целом, определены основные функциональные направления: маркетинг, IT, HR, финансы и так далее, часть из них уже получила своих руководителей, других мы ищем. Но четкой структуры пока нет, поскольку еще окончательно не решено, какие именно департаменты будут созданы и как именно будет финансироваться данная структура. Мы планируем создать некое подобие внутренней консалтинговой структуры, которая будет оказывать те или иные услуги компаниям, входящим в холдинг. Причем наши услуги для компаний будут стоить денег, и мы будем конкурировать с внешними подрядчиками.
E-xecutive: Является ли Аркадий вашим непосредственным шефом, и каков его стиль руководства в жизни, а не на телеэкране?
Т.Б.: Да, Аркадий – мой руководитель, он дает стратегические задания и ждет их выполнения. У него нет времени заниматься тактикой, тем, каким именно образом я выполню задачу. Его интересует только результат. Глобальное задание – объединить всю систему – непросто. Надеюсь, у нас получится. А из текущих, уже выполненных заданий, можно назвать несколько совместных акций, например – благотворительный аукцион, который мы провели на днях вместе с «Ситибанком», новая партнерская программа с MasterCard, поиск управленцев для создаваемой управляющей компании и других новых проектов. Так, мы нашли руководителя для создаваемой кейтеринговой службы: мы хотим использовать уникальные возможности, которые дает нам доступ ко множеству национальных кухонь ресторанов Новикова, и свой опыт организации обслуживания.
E-xecutive: Успеваете ли вы учиться всем тем новым вещам, с которыми сталкиваетесь на новом месте?
Т.Б.: За время моей работы в PricewaterhouseCoopers меня научили вникать в новые бизнесы, работать с разными структурами и руководителями. Те консалтинговые проекты, в которых я участвовала и которыми руководила, затрагивали самые разные отрасли и стороны управления: здесь были и ресурсные, и транспортные, и производственные компании, для которых мы проводили финансовый аудит, подготовку к IPO, что всегда связано с изменением структуры бизнеса. Меня учили учиться. И сегодня мне есть, к чему приложить этот навык.