Что такое "харизма" На сегодняшний день существует множество определений харизмы. Само понятие "харизма" берет свое начало в христианской теологии. По мнению богословов, харизма – это дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения. Под этим даром подразумеваются абсолютно все способности и таланты человека. К тому же, по обычаю всех религий, роль человека в своей жизни сводится к минимуму, а правила поведения, основанные на такой модели, мешают осознанно работать над повышением своих лидерских качеств.
В классическую социологию термин "харизма" ввел Макс Вебер. В его представлении харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которому окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя, то есть человека, способного убедить в своей правоте, повести за собой.
Харизма – это способность человека убеждать и вести за собой. Харизматичен человек или нет – могут определить лишь люди, его окружающие.
Если же у нас стоит задача определить, харизматичен ли данный лидер, то мы должны, прежде всего, ответитить на следующие вопросы: • Пользуется ли он уважением у своих подчиненных? • Способен ли он убедить людей в своей правоте? • Обеспечивает ли он защиту своему окружению? • Видят ли окружающие его люди в н е м наставника, учителя? • Горят ли у него глаза, когда он говорит о целях своей организации?
Каждое "да" из этого списка можно оценить в "20 харизматических процентов". И если ответы на все вопросы положительны, тогда наш лидер является харизматичным на 100% (хотя не стоит забывать, что харизма – качество относительное).
Преимущества налицо Прожить человек может и без харизмы. Но вот стать эффективным руководителем, лидером – вряд ли. Для простоты будем считать, что существует только два противопоставленных друг другу типа управления: харизматическое и административное. Оба эти типа являются идеализациями и в реальном мире не реализуются (по крайней мере, мне такие примеры не известны). Во всех реальных организациях, сообществах людей, реализуется система управления, которая является некоей смесью обоих этих типов.
Харизматический руководитель тотально не контролирует сотрудников и, как это ни парадоксально, не поощряет их материально. И при этом подчиненные работают хорошо – из чувства уважения или любви к своему лидеру. Харизматический тип управления – это единственно эффективный способ руководить своим бизнесом, да и, наверное, вообще людьми.
Преимущество харизматического управления в том, что для многих руководителей это возможность избавиться от исполнительских функций, заняться стратегией развития, и ее воплощением, т.е. стать руководителем в прямом смысле этого слова. При харизматическом управлении вы не тратите лишних денег и сил на мотивацию сотрудников. Вам достаточно похвалить работника, и его производительность повысится.
Не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения. Экстремальное, необычное хобби, знание редких языков, путешествия в экзотические страны – вот лишь самый малый перечень того, что поможет вам поддержать, а иногда и повысить свою харизму в глазах окружающих.
Приемы развития и повышения харизмы Существует довольно много качеств, наличие которых усиливает харизму. Могу сказать по своему тренерскому опыту, что обычно, когда задаешь вопрос: "Какими качествами обладают знакомые вам харизматичные люди?", - получаешь следующие ответы: • Решительность • Независимость • Самостоятельность суждений и принятия решений • Низкий голос • Надежность • Обаяние • Открытость • Прямота и т.п.
Как видите, ничего нет сверхъестественного, и при определенной тренировке можно добиться и низкого голоса, и выработать решительность, научиться обаянию и т.д. К перечисленным качествам я еще добавил бы и спокойствие, умение слушать и слышать собеседника – это очень важно. Переубеждать оппонента в споре не повышением голоса, а логическими аргументами – это признак харизматичной личности.
Один из сильнейших факторов, поднимающих харизму – новизна. Испытываете ли Вы интерес, когда новый человек вдруг появляется в вашей жизни? Естественно, речь идет не о случайном прохожем, а о человеке, с которым вам в будущем предстоит достаточно много общаться?
Реальная ситуация. Вы – директор. У вас по каким-то причинам образовалась (или вы прогнозируете, что скоро образуется) вакансия начальника отдела. Искать человека на стороне – долго и дорого. В других отделах подходящих людей нет. Лучшая кандидатура – один из сотрудников отдела, в котором образовалась вакансия.
Как вы думаете, с какими сложностями столкнется ваш кандидат, если вы сегодня же сделаете его начальником? Правильно, если он не обладает повышенной харизмой, то его никто не будет слушаться. Для его сослуживцев это означает признать себя неудачниками! "Вчера, можно сказать, ели из одной миски, а сегодня он уже командир?! Да и чем он лучше меня?!" – примерно такие мысли, скорее всего, появятся у его бывших товарищей.
Что же делать? Запускаем эффект новизны. Удаляем своего кандидата на некоторое время из привычной среды. Например, переводим его в другой отдел. Хотя лучше всего отправить его на какие-нибудь курсы повышения квалификации. Это, помимо последующего эффекта новизны, будет служить мощным оправданием его назначения начальником и избавит его будущих подчиненных от комплекса неполноценности.
Если с курсами или командировками ничего не получается, подойдет и отпуск. Но лучше тогда использовать еще несколькими способов усиления харизмы. Например, отдыхать надо за рубежом. И прочитать во время отдыха какую-нибудь "крутую" книгу или познакомиться с каким-нибудь замечательным человеком.
Впрочем, если авторитет вашего кандидата высок и все сослуживцы считают его лучшим профессионалом отдела – не суетитесь попусту, у вас все в порядке и без всяких "приемчиков".
Последнее слово – всегда за лидером Вы харизматичный лидер - создайте свой "ближний круг". Что это такое? "Ближний круг" – это группа людей, напрямую общающихся с лидером (имеющих "доступ к телу"), непосредственно от него получающая указания и только перед ним отчитывающихся.
Итак, у руководителя, например, начальника отдела, возникла вакансия в кругу его прямых подчин е нных. Что сделает начальник, работающий в административной системе? Конечно, подаст заявку в отдел кадров. Через некоторое время к нему в отдел придет новый человек. Замечательно! Процесс заполнения вакансии прош е л абсолютно безболезненно (не надо было испытывать дискомфорт, общаясь с большим количеством незнакомых людей на собеседовании) и без затрат времени.
И действительно, преимущества такой системы налицо! Однако, все это верно, только если мы рассматриваем сиюминутную выгоду, не задумываясь об успешности дальнейшего взаимодействия. И если основную задачу мы себе ставим, как освободить начальника от непрофильной работы. Рассмотрим проблему подробно, по пунктам.
Во-первых, во всех книжках по менеджменту написано, что основная работа руководителя – это работа с кадрами, со своими подчиненными. Разные авторы указывают разные доли времени, которое начальник должен тратить на работу с подчиненными. Значит, кадровая работа является основной профильной работой руководителя.
Во-вторых, если мы хотим, чтобы новый человек работал хорошо и эффективно, необходимо, чтобы начальник и подчиненный подходили друг другу психологически. Получится ли у них работать, если они на дух друг друга не выносят? А избежать этого можно только в том случае, если они познакомятся на собеседовании и пообщаются достаточное время. Если они смогут задать друг другу вопросы, которые их волнуют. Будущих подчиненных, например, волнует, не будет ли шеф повышать на них голос, других – обеспеченность ресурсами. Нанимателя же, например, волнует, помимо анкетных данных, способность подчиненного внимательно выслушивать многочасовые нотации.
В-третьих, человек неосознанно начинает считать своим покровителем и защитником того, кто принял решение о приеме на работу. Механизм примерно такой же, как "запечатление" у детенышей птиц и млекопитающих. Кого первого увидел, кто первый покормил, тот и мама с папой. Конечно, если мы не собираемся использовать других механизмов воздействия, кроме материального вознаграждения и угрозы увольнения, штрафов и вызовов на ковер, то этот фактор не важен.
Вывод: в харизматической системе управления Лидер обязан сам принимать решения о найме и увольнении своих сотрудников и проводить собеседования. Хотя бы последнее, на котором и принимается решение о приемена работу.
Естественно, он нанимает только своих прямых подчиненных. То есть директор нанимает начальников отделов и является для них покровителем, защитником и, если надо, карателем. А сотрудников отделов набирают уже сами начальники отделов.
Харизма - это энергетика, напор, горящие глаза, интерес к тому делу, которым человек занимается.
Самое главное качество харизматического лидера – это сильная вера в себя. Человеку, который во что-то пылко верит, нетрудно будет зажечь других людей. Отсюда и особая эффективность харизмы. Другое дело, что работать над собой, поверить в себя гораздо труднее.
Советы консультантов: 1. Создайте вокруг себя "ближний круг". Успех управленца зависит от его непосредственных подчиненных, так называемого "ближнего круга". Если речь идет о главе компании, то его "ближним кругом" будут топ-менеджеры: коммерческий директор, главный бухгалтер, начальники отделов.
2. Очень важно завоевать уважение и любовь своих прямых подчиненных. Люди должны знать, что ресурсами распоряжаетесь вы, и вознаграждение за свою работу они получают от лидера.
3. Проявляйте свою исключительность. Надо почувствовать себя избранным и дать почувствовать это окружающим. Хорошо, если у вас есть какие-то привычки, которых нет у подчиненных. Допустим, вы занимаетесь боевыми искусствами или знаете редкие языки. Чем больше "необыкновенных" качеств, которыми вы обладаете, тем лучше.
4. Делитесь властью с подчиненными. Не пытайтесь влиять на работу менеджеров в обход их непосредственного начальника. Иначе топ-менеджер будет ущемлен в своих правах, и уровень вашей харизмы для него существенно снизится. Чем выше позиция руководителя, тем больше власти он должен отдавать.
5. Оказывайте знаки внимания. Это может быть улыбка или рукопожатие. Подчиненные должны чувствовать ваш интерес к себе и бороться за ваше внимание. Не выражайте свое неудовольствие их работой в присутствии других людей. Прилюдно надо хвалить, а "устраивать разбор полетов" только наедине.
6. Опекайте собственных сотрудников. Это может проявиться в выдаче им медицинского полиса, предоставлении кредита, оказании помощи в решении личных проблем, очень часто даже не связанных с работой. Кроме того, во многих компаниях есть юрист - пусть его услугами пользуются ваши работники.