Любое публичное выступление – это отличная возможность показать себя и то, на что мы способны. Именно поэтому к нему не стоит относится пренебрежительно.
О том, как пересилить свой страх выступлений перед публикой, не писал разве что ленивый. О том, что к выступлениям надо готовиться заранее, тщательно подбирать одежду – тоже. Гораздо меньше работ рассматривают выступления с точки зрения самопрезентации. Тем не менее, вспомните те же конкурсы красоты, когда одним из заданий участниц является или рассказ о себе или ответ на вопрос: казалось бы, зачем на конкурсе, где оцениваются чисто внешние данные вводить подобный, разговорный, этап. Тем не менее он успешно существует, потому что пары фраз бывает достаточно для того, чтобы понять, что же скрывается внутри, как человек ведет себя в неожиданной ситуации, насколько он интересен и есть ли у него харизма.
Многие психологи утверждают, что харизмой изначально наделен каждый человек, просто одним удается ее развить, а другим – нет. Таким образом, если к публичному выступлению подобрать образ, в котором человеку будет удобно перебороть свой страх публичных выступлений и как следует подготовиться, то даже самое скучное выступление можно построить таким образом, что оно представит докладчика в выгодном свете, и окружающие посмотрят на него совершенно другими глазами.
Основной постулат этикета оратора – не говорить долго. Если время выступления четко оговорено, то выходить за эти рамки считается неприличным и может рассматриваться, как неуважение к аудитории. Говорить нужно по сути, вычленяя главное – чем меньше воды в выступлении, тем лучше. Если забыть об этом правиле, начать вдаваться в излишние подробности, это грозит полным провалом выступления, потому что аудитория, запутавшись в деталях, просто не сможет понять о чем, в принципе, идет речь.
И, наконец, еще одно из основополагающих правил выступления – оно должно вестись на языке, доступном большинству. То есть каждому выступлению должен соответствовать свой лексический запас, принятый среди слушателей. Разумеется, использование малоизвестных для данной аудитории слов и терминов не является табу, но с одной стороны оно может быть рассмотрено опять-таки, как проявление неуважения, а с другой – высокомерия.