Растет количество тренинговых компаний и независимых тренеров. Число предлагаемых в единицу времени программ по подготовке тех же тренеров уже давно перевалило за десяток, что говорит о стремительном развитии профессия, хотя пока общепринятых стандартов этой специальности нет, да и в отечественном классификаторе профессия тренер есть только в толковании «тренер по виду спорта» и «тренер лошадей». Подготовка и обучение тренеров Подготовка и обучение тренеров С каждый годом в нашей стране профессия бизнес-тренера становится все менее уникальной и все более востребованной и популярной. Тренинговому рынку почти 10 лет. Наличие внутренних бизнес-тренеров уже становится нормой для крупного и даже среднего бизнеса. Видимо, еще не созрело сознание отечественной бизнес-тренерской общественности до уровня собраться и общими усилиями пролоббировать собственную экзистенцию. Но не будем о грустном. Тренером быть важно, тренером быть нужно и интересно. Как становятся тренером. Жизненная философия и базовые компетенции. Если говорить об обучении и подготовке тренеров, то хотелось бы прежде всего остановиться на вопросе этики характера и жизненной философии человека, который приходит в тренинговую деятельность. Я часто задаю начинающим тренерам вопрос: «Зачем вам это?». Этот вопрос не так прост, как кажется. Существуют различные мотивы, почему человек приходит в тренинг. Важно, чтобы эти мотивы стыковались с развивающей тренерской миссией. Второй вопрос: а какова жизненная философия самого человека-будущего тренера, насколько зрелой личностью является он сам? Понятна ли ему самому как тренеру его миссия? Существуют три ключевых базовых аспекта, без которых невозможен хороший тренер. 1. Критически важно, чтобы тренер был изначально зрелой и проактивной личностью, чтобы не было искушения самоутверждаться за счет группы. Иначе мы окажемся не на тренинге, а на сессии решения личностных проблем самого тренера. 2. Так же важно, чтобы тренер любил людей. Именно любил. Человек, характеризующийся социопатией, не может реально стремиться развивать других и улучшать жизнь — он сконцентрирован на своих внутренних задачах, и тренируемые для него — не цель, а средство. 3. Очень важно, чтобы тренер был «вы-ориентирован». Это понятие включает в себя и развитую эмпатию, и установление приоритетов тренируемого выше собственных. В фокусе тренинга — участник, его личность, его убеждения и его навыки. Если это качество отсутствует, то мы наблюдаем блестящего харизматичного тренера, который сам (красивый, умный, талантливый) бисирует в аудитории, при этом публика с замиранием и восторгом наблюдает за действом. Что это? Шоу? Да! Тренинг? Нет! Также очень важен вопрос жизненной парадигмы тренера. Здесь мы вплотную соприкасаемся с видением и ценностями конкретной личности. Наиболее жизнестойкой является система, основанная на принципах, сформированных на основе общечеловеческих ценностей. Каждый тренер имеет свою систему принципов, на которых строится его деятельность. Именно система принципов определяет конкретные решения и действия тренера. Будущее за разработкой кодекса профессиональной этики тренера, который сможет стать основой для каждого новичка. Обучение и развитие тренера Обучение и развитие тренера происходит две стадии — обретение и развитие мастерства. На этапе обретения мастерства посредством учебы, тренинга или на опыте тренер должен овладеть проверенным, практическим знанием в * — следующих областях: * — анализ потребностей в тренинге; * — оценка программы обучения; * — психология влияния и убеждения; * — фасилитация группы и групповая динамика; * — принципы общения; * — теория, практика обучения; * — постановка задач для тренинговой программы; * — формирование программы обучения: логика построения, структура и т. д.; * — управление временем; * — принципы творческого решения проблем; * — технические средства и технологии обучения; * — техники презентации; * — интерактивные методики. Где научиться этому? На тренингах для тренеров, читая книги, наблюдая за работой других специалистов, делая свои первые попытки в тренинге. Причем оба пути — и «от теории к практике» и «от практики к теории» — одинаково хороши. Еще один аспект развития тренера — обретение и развитие тех навыков, которые сам тренер доносит до участников во время тренинга. Навыки активного слушания, презентации, группового взаимодействия и командной работы и т. д. Иначе — «сапожник без сапог», и даже неискушенный участник тренинга интуитивно чувствует фальшь. К примеру, очень сложно бывает людям, например с опытом работы преподавания в вузе, перейти к тренингу, так как все сущность преподавателя настроена на «говорение», а не на восприятие. Задача же тренера в аудитории — слышать, видеть и трансформировать это обратно в аудиторию в виде обратной корригирующей связи и рефлексии. Работа тренера — не только серьезная эмоциональная, интеллектуальная и энергетическая нагрузка — это еще и физическая нагрузка. Опуская даже вопросы переездов, очень важна физическая форма для работы в аудитории. Поэтому тренеру важно выбрать для себя наиболее подходящий вид физических упражнений, позволяющих поддерживать хорошую форму. Важный источник саморазвития тренера — видеозапись. В данном случае мы не говорим о той видеозаписи, которую делает тренер для демонстрации участникам, а о видеозаписи тренинга в целом, который позволяет увидеть и отследить все детали занятия. Обычно такая видеозапись делается перекрестно как минимум из двух противоположных углов тренингового зала, что позволяет отследить даже незначительные подробности проведения занятия. В первые годы работы тренера имеет смысл проводить видеомониторинг целостного тренингового дня один раз в месяц или раз в два месяца. Однако даже опытным тренерам полезно проводить видеомониторинг с последующим анализом несколько раз в год. Один из серьезнейших аспектов развития тренера — навык управления собственной энергетикой. В начале карьеры тренер, как правило, сопровождает свою работу сильной энергетической отдачей (все мы помним, когда после проведенного тренинга чувствовали себя «выжатыми» до предела). Это первый этап тренерского мастерства. Второй этап характеризуется налаживанием сбалансированного энергетического обмена между тренером и группой (тогда уже тренер после тренингов не чувствует себя обессиленным, быстро восстанавливается). И третий уровень мастерства — тренер — энергетический катализатор группы, когда энергетический посыл тренера мультиплицируется в группе и создает мощную основу для развития каждого участника индивидуально и групповой динамики в целом. Вы пробовали проводить тренинг вдвоем? Нет, я имею в виду не просто два тренера на одной программе, которые поделили модули между собой. Я говорю о том, когда синергетический эффект выражается «1 + 1 — больше двух». Ко-тренерство — великолепный инструмент развития. Когда в тандеме вы активны — у вас есть «доверенное лицо» в аудитории, которое может вам помочь, указать на те детали, которых вы не заметили, дополнить вас. Когда активен ваш ко-тренер, вы находитесь в удивительной ситуации — вы как бы «между» тренером и аудиторией. С одной стороны, вы видите ситуацию глазами тренера, а с другой стороны — глазами участника, и можете более четко осознавать и чувствовать обе стороны. При этом, будучи ко-тренером и присутствуя в аудитории, вы не сконцентрированы на том, чтобы «удерживать аудиторию и вести» (этим занят ваш ко-тренер), а можете сфокусировать свое внимание на отслеживании групповой динамики в ее непрерывном развитии. Именно этот опыт дает целостное видение процессов и реакций, происходящих в группе. После того как освоены основы и сделаны первые шаги, тренер может увеличивать свои компетенции путем расширения методик, пробы новых средств в тренинге — музыки, живописи, элементов спорта и т. д. Главное, без сомнения, помнить о конечной цели тренинга и не допускать противоречий средств и цели Тренерские страхи как источник развития Фобии есть у каждого человека — это такая же норма, как наличие рук, ног и головы. В рамках статьи о развитии тренеров хотелось бы отдельно упомянуть о тренерских фобиях, поскольку они при правильном использовании и осознании могут стать весьма конструктивным источником развития тренера. Чего боится тренер? От «негативного восприятия группы», «материал будет неинтересен», «трудных участников», «потерять управляемость» до «услышать не тот ответ, который необходим для дальнейшей раскрутки темы» и «страха тишины»... Можно двояко относиться к страхам. Можно пытаться избегать (авось не случится) или подавлять в себе страх (твердя «я не боюсь, не боюсь, не боюсь»), или нападать (это они виноваты — попалась «трудная группа», «тяжелый участник» и т. д.). А можно творчески поработать со страхом, моделируя ситуацию, вызывающую страх в уме в виде спектакля, где вы не только актер на сцене, но еще и зритель. Поиграйте в игру «Что произойдет, если...». У каждого из нас в жизни бывали ситуации, когда после важной встречи, разговора, события мы думали: «вот... надо было сказать это» или «вот, в этот момент надо было поступить так-то», но момент упущен, ситуация прошла. Однако у вас есть возможность поступить проактивно — не ждать наступления ситуации, а смоделировать ее и проиграть несколько вариантов решений в голове... Тогда при наступлении этой страх-ситуации сама боязнь будет меньше — вы ведь уже об этом думали. К тому же у вас будет как минимум один вариант быстрого реагирования. Есть страхи, с которыми не надо бороться. Например страх тишины. Древняя мудрость гласит: «Когда молчат — кричат»... Умение выдержать паузу в нужный момент — навык, который сослужит добрую службу тренеру. Актуализация опыта. Коучинг тренера «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». А. Пушкин Очень важным для развития тренера является наличие личного коуча — человека, который может дать обратную связь, с которым можно обсудить возникшие вопросы, осмыслить успешные моменты и неудачи. Это может быть тренер-коллега, может быть методист, даже ассистент. Такие беседы дополняют саморефлексию тренера и позволяют обратить внимание на детали, которые ускользнули от внимания тренера, или посмотреть на ситуацию либо процесс в новом свете. Такие коучинг-беседы я разделила бы на две группы — первая: беседы, касающиеся самого содержания тренинга (например, попробуйте с коллегой-тренером обсудить вопрос его понимания проактивности или личного отношения к манипуляциям — откроете для себя много нового). Вторая группа — беседы рефлексии ситуации. (Попробуйте обсудить с коллегой конкретный случай на тренинге, причины возникновения ситуации, реакции людей, результат ситуации, свою роль в этой ситуации и т. д.) Еще одним стимулирующим способом развития тренера является знакомство с другими школами тренинга и тренерами. Концепция пустоты и развитие тренерского мастерства Поднимаясь вверх по лесенке тренерского мастерства, каждый из нас чувствовал изменения ощущения своей экзистенции в информационном пространстве. Помните свои первые тренинги? Вы приходили в аудиторию — у вас программа, результаты предварительного анкетирования, почасовка, раздаточные материалы, слайды, материалы для упражнений, флип-чарт с маркерами, заготовленные видеоролики, задания и т. д. и т. п. Вы готовы! Здесь будет происходить то, что вы задумали, как вы задумали и согласно тому сценарию, который вы задумали... Первые разы происходило не совсем так, но со временем реалии все больше соответствовали плану. Вы идете точно по почасовке, задания выполняются, как надо — механизм работает как часики... Чудесно, правда? Самое время остановиться... В китайской философии есть концепция пустоты. Ведь только пустота является творческим началом. Когда стакан воды наполнен — он наполнен, в нем нет места для чего-то другого, нового... Прислушайтесь к наполнению аудитории, в которой вы проводите тренинг. Не наполнена ли она? Есть ли в ней пространство для творчества, есть ли в ней пустота для возникновения нового? Чувствуют ли эту творческую пустоту ваши участники? В «наполненной» аудитории участник тренинга чувствует себя механизмом для блестящего исполнения вами своей метапрограммы. В «пустой» аудитории он чувствует себя творцом, который вместе с вами открывает и создает новое в себе. И в завершение... «Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен». Лао Цзы Изучайте себя, дорогие тренеры, растите себя, развивайте себя. Ибо невозможно развивать других, не развивая прежде себя.
Источник: http://Источник: Журнал HRMagazine, № 3, 2007