Бытует мнение, что мужчины управляют коллективом более спокойно и рационально, а женщины — спонтанно и руководствуясь эмоциями. Так ли это на самом деле?
Несколько лет назад сотрудники британского Университета Лидса провели опрос среди медработников и госслужащих. Учёные хотели выяснить, кого считают лучшим начальником — мужчину или женщину — и почему. Оказалось, что большинству британцев нравится работать под началом представительниц слабого пола, нежели под управлением мужчин, причём руководители среднего звена также назвали женщин-менеджеров более эффективными работниками и управленцами. Причину своего выбора рядовые сотрудники поясняли так: женщины, мол, в виду своей природной чуткости умеют увидеть и оценить заслуги подчинённых, поощрить их, вдохновить и тем самым подтолкнуть к обучению и развитию. Участникам исследования также предлагали сравнить мужчин и женщин по 14 критериям качества управления, и по 11 из них женщины получили более высокий балл.
Впрочем, народные предпочтения не изменили того факта, что женщины в Британии, по статистике, работают дольше, а зарабатывают в среднем заметно меньше мужчин. Кроме того, с каждым годом количество женщин на руководящих постах крупных компаний в стране уменьшается, об этом свидетельствуют данные организации Centre for Developing Women Business Leaders (Центр поддержки женщин-руководителей). И это ещё в «продвинутой» Британии — что уж говорить о России, где кресла руководителей лишь в 9% случаев принадлежат женщинам? Как показал наш опрос, россияне вообще не особо жалуют представительниц прекрасного пола на руководящих постах: 41% респондентов хотели бы видеть в качестве своего начальника мужчину и только 13% — женщину. Почему? Возможно, потому, что с образом «леди-босс» связано множество не самых привлекательных стереотипов.
По понятиям
Главный миф, пожалуй, заключается в том, что женщины более эмоциональны в жизни и в работе. Соответственно, эмоции зачастую заглушают голос разума, и управление предприятием превращается в каприз. Однако оспорить этот стереотип можно хотя бы с физиологической точки зрения: доказано, что женщины лучше, чем мужчины, переживают стресс, они более выносливы и устойчивы к экстремальным (в том числе психическим) нагрузкам. Хотя некоторые специалисты по управлению кадрами действительно отмечают у женщин большую импульсивность и склонность к резким сменам настроения. Иногда они могут принять неверное решение, что называется, «под влиянием момента», а признать свою ошибку готовы нечасто.
Другой популярный «женский миф» — это привычка бизнес-леди полагаться на интуицию. Кончено, это не так, иначе больше половины компаний под руководством женщин разваливались бы, ещё не успев как следует поработать. Женщины принимают такие же обдуманные и обоснованные решения, как и мужчины, просто гораздо реже склонны аргументировать их, «раскладывать по полочкам», поэтому они и могут показаться безосновательными.
Более того, женщины внимательнее, чем мужчины, относятся к мелочам. Правда, иногда это может сыграть над ними злую шутку и заставит «застопориться» на детали, упустив при этом глобальную цель. Главное — соблюдать баланс между точностью, аккуратностью и чрезмерным перфекционизмом, иначе подчиненные решат, что их начальнице просто хочется «до чего-нибудь докопаться». Кстати, известно, что женщины чаще обращают внимание на внешний вид и манеры своих подчинённых, и это тоже стало источником для мифа о необоснованной придирчивости женщин-начальниц.
Начальник или друг?
Есть, впрочем, у женщин одна особенность, которая действительно может мешать им управлять мужским коллективом. Природой в женщине заложено стремление к партнёрским, то есть к уравновешенным отношениям с мужчиной, будь он ей муж, брат, сосед или коллега. Мужчина же именно «подчиняет», доминирует; то есть женскую модель «начальник-сотрудник» можно в той или иной мере назвать горизонтальной, а мужская — строго вертикальна, и хорошо ещё, если мужчина не исключает возможность «партнёрства» с женщиной-начальницей вообще.
Не удивительно, что любое принуждение со стороны женщины (даже начальницы!) мужчины, как правило, воспринимают как посягательство на их авторитет и реагируют сопротивлением. В свою очередь, женщина, предполагая отказ, стремится проявить твёрдость характера и нажимает на свой должностной статус — после чего подчинённые дружно признают её «стервой», и реабилитироваться в их глазах шансов почти нет. Таким образом и рождается ещё один стереотип, а поскольку представительницам прекрасного пола тоже не нравится леди-босс (природа не обязала женщин искать партнёрства друг с другом; как раз наоборот, это отношения соперничества), подобный образ быстро укореняется во всём коллективе.
Кстати, женщины-подчинённые любят начальников-мужчин ещё и за то, что те более склонны к покровительству и снисхождению. На «женскую солидарность» в рамках корпоративных отношений уже реклама давно никто не надеется.
Комментарий специалиста
Евгения Шатилова, руководитель проекта Rabota.ru:
— Объяснить разницу между руководителем-мужчиной и руководителем-женщиной — это примерно как ответить на вопрос: есть ли принципиальная разница между начальником-тельцом и начальником-овном? А между рыжим и брюнетом? В общем, утверждения того, как отличаются в том или ином контексте мужчина и женщина — это всегда средняя температура по больнице. Да, конечно, можно сказать, что большинство начальников-женщин более эмоционально коммуницируют с подчиненными, выстраивают «семейный» стиль в команде, а начальники-мужчины, например, очень быстро принимают решения и строже взыскивают с подчиненных за проступки. Но по факту все это очень индивидуально — универсальных схем, под которые подходят абсолютно все, быть просто не может.