Среди восьми ценностей, которые бизнесмены традиционно выбирают своими жизненными ориентирами, на первое место поставлено счастье. Счастье невозможно запланировать. Но вот парадокс: если «запланировать» жизнь, то счастье приложится.
Ритуал для Нового года Часто ли сейчас задумываются о первоначальном психологическом смысле Нового года? Пожалуй, что нет. А ведь в действительности Новый год - это самый что ни на есть настоящий конец старого мира. И конечно же, рождение нового. И что интересно, по мнению человека традиционной культуры, этот акт рождения нового мира не может состояться без личного участия каждого из нас.До сих пор у индейцев Северной Америки навахо сохранился обычай встречать Новый год у огромного костра на лесной поляне. Они танцуют в белых одеждах, их лица окрашены в белый цвет, в руках палочки с шариками из перьев на концах. Танцующие стараются быть поближе к огню и, когда шарики, вспыхнув, превращаются в пепел, ни у кого не остаеся сомнений, что старый мир сгорел в очистительном пламени костра. Сразу после этого появляются шестнадцать самых сильных мужчин неся ярко-красный шар, и под музыку подтягивают его веревкой на вершину высокого столба. Таким образом они способствуют рождению нового солнца, а вместе с ним - и всего мироздания.Конечно же, в крайне упрощенной версии Нового года, которую знает современная европейская культура, священный смысл, столь очевидный в ритуале навахо, практически не просматривается. И дело не в том, что мы слишком просвещены, чтобы верить в такие наивные вещи, а в том, что старые ритуалы должны претерпеть точно такое же развитие и быть адаптированы к современным условиям, как и любой другой аспект общественной жизни. Чисто внешняя мистерия буквального рождения мира, что символизирует водружение шара, должна превратиться во внутреннюю мистерию психологического рождения мира, которая свершается уже не путем преобразования каких-то конкретных предметов, а путем преобразования самого себя. Если угодно, то палочки с перьевыми шариками на концах должны сгореть не в пламени реального костра, а в пламени внутреннего пространства души. Как ни парадоксально это звучит, но с психологической точки зрения, если вы не совершите некоторую совокупность внутренних усилий, направленных на преобразование самого себя, мир может и не родиться, а Новый год окажется лишь пустым названием без всякого священного смысла.Чтобы избежать столь катастрофичного события, мы и хотим предложить психологизированную версию древнего ритуала, которая, что естественно для мало-мальски нового мира, будет включать планирование его благополучного роста и развития. Откуда берется счастье? Ради чего клерк пишет свои бумажки, а директор международной компании сидит за столом переговоров? Неужели ради денег? Как бы не так. Деньги - это лишь то, что лежит на поверхности мотивационного айсберга личности, основание же его покоится на тайных стропилах совершенно иных ценностей. Традиционно этих, в прямом смысле слова, фундаментальных ценностей - около шести-десяти. Бизнесмены, предприниматели, менеджеры, руководители, в общем, все те люди, которые ориентированы в основном на достижение социального успеха, как правило, сходятся на восьми ценностях. Это счастье, здоровье, процветание, надежная финансовая защищенность, друзья, душевный покой, хорошие отношения в семье и надежда. Обратите внимание, совсем не случайно на первое место ставится именно счастье. Оно образует, фигурально выражаясь, самое дно айсберга. И клерк, и директор ежедневно ходят на работу именно из-за него. Хотя если спросить их в лоб, то они, скорее всего, ответят, что ради общественного положения, престижа или ради той же хорошей зарплаты. Но вот психологический парадокс: только человек начинает думать и открыто декларировать, что конечной и единственной целью всей его деятельности является достижение счастья, как тот час же его постигает горькое разочарование. Чем больше человек стремится поймать синюю птицу счастья, тем менее доступной она оказывается для него. Счастье - это всегда побочный продукт чего-то другого. Попробуйте, например, придумать новую мысль. С ходу навряд ли получится. Но стоит только выбрать тему и прочитать несколько книжек, выражающих разные мнения по поводу одного и того же предмета, как мысль, словно искра, высеченная при помощи кресала и трута, не применет вспыхнуть в голове. В данном случае мысль оказалась побочным продуктом целенаправленного чтения книг. Со счастьем то же самое - им нельзя овладеть в лоб. Однако если вы, например, будете делать то, в чем видите смысл и что само по себе приносит вам удовольствие, забыв на время о счастье как о конечной цели ваших усилий, то не успеете оглянуться, как оно с вами случится. В конечном итоге получается, что устойчивое эмоционально-ценностное образование, которое мы все привыкли называть счастьем, является побочным продуктом любой деятельности: а) имеющей для человека глубокий личностный смысл и б) сам факт выполнения которой приносит чувство удовольствия. Это своего рода общая логика психологического феномена счастья. На практике же, как доказали скрупулезные исследования профессионалов, мы испытываем состояние счастья в трех случаях. Во-первых, когда бескорыстно делаем добро другому человеку. Во-вторых, когда перед нами открыто будущее, насыщенное широким спектром возможностей самореализации. И в-третьих, когда мы добиваемся тех целей, к которым долго шли.Что касается доброты по отношению к другому человеку, то тут и говорить не о чем. В таких вещах главное - практика и личный опыт. Психологию, скорее, интересуют два последних пункта. Конечно же, достижение отнюдь не всяких целей и не всякими средствами своим побочным эффектом имеет переживание счастья. Каким образом должно быть запланировано будущее, чтобы ежедневная работа была насыщена смыслом и приносила удовольствие? Что надо делать, чтобы древо наших возможностей цвело и зеленело круглый год? Какие зерна надо рассыпать на пороге, чтобы синяя птица вспомнила, что у нее тоже есть свой дом? Как «запланировать» счастье? Конечно, мы все всегда что-нибудь планируем. Например, планируем рабочий день. Если бы мы этого не делали каждое утро, то день мог бы получиться скомканным, и самые важные дела, по закону Мерфи, как раз и остались бы не сделанными. В силу того, что такой тип планирования является необходимой предпосылкой элементарного выживания в динамических условиях делового мира, то доказывать его преимущества - только бумагу попусту переводить. Это очевидно всем. Другое дело - жизненное планирование. Конкретный опыт переживания счастья невозможен без достижения стратегических целей Если залогом продуктивного и насыщенного позитивными эмоциями дня является его планирование, то залог успешной и счастливой жизни - постановка и детальная проработка финальных целей. И это не просто красивое обобщение: психологические исследования тех бизнесменов, жизненный путь которых можно охарактеризовать как «сверхуспешный», показали, что все они отличаются способностями к детальному планированию. В связи с этим вызывает удивление тот факт, что все люди, так или иначе задействованные в сфере бизнеса, ориентированы на достижение успеха, но далеко не каждый утруждает себя детальным жизненным планированием. Причин этому несколько. Прежде всего некоторые люди просто не верят в действенность такой психологической стратегии, рассчитывая в большей мере на свою интуицию и навыки тактического мышления, которое хоть и не заглядывает далеко в будущее, но подвернувшуюся в настоящем возможность никогда не упустит. Представители другой группы людей, как ни странно, на поверхности сознания декларируя о своей ориентации на успех, в глубине души просто не могут представить себя в роли преуспевающего человека. Попросту говоря, задание визуализировать образ себя, достигшего успеха, и представить развернутую картину типичного рабочего дня в своей новой ипостаси у этих людей может вызвать немало затруднений. Такое сопротивление будущему может быть связано с негативным личностным сценарием, иногда со своего рода рудиментом детских фобий и разочарований, незнанием собственных ресурсов и возможностей или с бессознательной ориентацией на альтернативные цели. Далеко не самое последнее значение играет фактор страха. Ведь, действительно, наметка финальных целей и разрабатывание личностной стратегии и тактики их достижения подразумевает полное взятие ответственности за свою жизнь на себя. «Взять ответственность» означает искать конечные причины всех успехов и поражений исключительно в себе, а это, согласитесь, и вправду - задание, перед которым невольно испытываешь страх. Но как бы там ни было, конкретный опыт переживания счастья невозможен без достижения стратегических целей, а достижение стратегических целей невозможно без практики жизненного планирования. Круговая порука этой логической цепочки ставит нас перед чисто практической задачей определения тех внутренних действий, которые необходимо совершить, чтобы жизненное планирование стало ментальной реальностью, а не просто красивым словом. Ради чего я?.. Процедура 1. Очерчивание сферы жизненных целей путем индивидуального мозгового штурма.Как известно, в основе всего многообразия различных модификаций техники мозгового штурма лежит элементарный принцип абсолютного принятия. Какая бы глупость на первый взгляд не пришла в голову, она имеет право на то, чтобы ее детально «обмозговать». Суть данной процедуры заключается в том, чтобы вы написали, как можно более спонтанно и свободно, максимально большой список ваших жизненных целей. Возьмите карандаш и несколько листов бумаги. Найдите тихое и спокойное место. Через минуту или, если захотите, через две, ваше сознание придет в состояние сосредоточенной отрешенности, все цензурующие и критикующие инстанции будут отключены, и вы окажетесь готовы к спонтанному «выбросу» интуиции. Затем просто следуйте за внутренней пустотой и пишите все, что вы хотите написать по поводу жизненных целей. Будьте смелы, и если в голову лезет навязчивая идея, что вы хотите стать президентом Украины, пусть она будет зафиксирована на бумаге так же, как и идея о том, что неплохо было бы вскопать грядку на давно заброшенной даче. Право на существование имеет все, что родилось. Постарайтесь, чтобы тематика ваших целей была рассредоточена по широкой области, включающей в себя общественную, личную, деловую, материальную и духовную сферы. Когда почувствуете, что исчерпались, отложите список на несколько минут, а потом еще раз окиньте его взглядом: быть может, после отдыха вы захотите что-нибудь добавить. Процедура 2. Конкретизация жизненных целей на ближайшее будущее.Эта процедура уже требует сочетания спонтанности и рефлексивности. Психологические исследования показывают, что под ближайшим будущим, по меньшей мере для людей зрелого возраста, следует понимать промежуток времени, равный четырем годам. Именно этот период является тем минимальным жизненным циклом, внутри которого нечто новое успевает начаться и прийти к финальному завершению. Ваша задача заключается в том, чтобы перечислить те цели, которые вы реально запланировали или могли бы запланировать на ближайшие четыре года жизни. Принимая во внимание фактор времени, они будут иметь тенденцию к большей конкретности, будут более согласованны с наличными жизненными обстоятельствами, а также с вашими личностными ресурсами. Процедура 3. Испытание смертью. Это по-преимуществу рефлексивное задание, которое апеллирует уже не к интуиции, как первая часть мозгового штурма, а к мышлению и рациональности. Представьте себе такую чисто гипотетическую ситуацию: вы с абсолютной достоверностью знаете, что через шесть месяцев вас ожидает смерть, ну, для чистоты эксперимента, - мгновенная и немучительная. Обратите внимание, вы в более выгодном положении, чем знаменитый литературный критик Берлиоз, которому, как известно, судьбой было отпущено только пару часов, а он так и не поверил пророческим словам булгаковского Воланда. Вы же знаете наверняка, и у вас еще целых полгода. Теперь исходя из этих строго ограниченных сроков, постарайтесь продумать и написать свои цели. Что бы вы делали, если бы точно знали, что жить вам осталось только шесть месяцев? Эта процедура не зря была названа «испытание смертью». Она сконструирована специально для того, чтобы оценить степень подлинности ваших целей. Ведь, действительно, перед лицом смерти все наносное, поверхностное, экзистенциально второстепенное отпадает, подобно шелухе с расколотого ореха, - остается только ядро. Одни могут забросить все и «оторваться по полной программе», другие вдруг спохватятся и оставшееся время посвятит общению со своими детьми, а кто-то будет просто продолжать делать то, что он делал всегда.Наибольшей внутренней гармонией в сфере жизненного планирования обладают люди, цели которых по результатам всех трех процедур приблизительно совпадают. Психологи экзистенциального направления сказали бы, что они и без того живут так, будто смерть поджидает их за следующим углом, и поэтому не могут себе позволить тратить жизненное время попусту. Отсутствие же гармонии между ответами может послужить хорошим поводом «пораскинуть мозгами» над вопросом, «а в чем, собственно говоря, мои приоритеты». Процедура 4. Определение финальных целей.Перед вами лежат три списка: цели вообще; цели на ближайшее будущее; цели перед лицом смерти. Выберите из каждого списка три, которые кажутся вам наиболее важными. Эта работа требует вдумчивого и серьезного отношения - в конце концов, нечасто приходится конструировать несущий каркас собственного мира. Лучше путешествовать с надеждой, чем достичь пункта назначения После того как у вас получилось девять целей, выпишите их на отдельный листок и с еще большей тщательностью и вниманием продумайте, какие три из этих целей являются наиболее значимыми для вас. Эта последняя троица и будет фундаментом вашего личностного мира. Слой за слоем счищая капустные листы, вы наконец добрались до самой кочерыжки. Вы достигаете цели до того, как начали ее достигать Четко определить конечную станцию прибытия - это много, но еще не все. Подавляющее большинство психотехник планирования так или иначе имеет дело с «представлением образа себя в будущем». Попросту говоря, если в своем воображении мы будем слышать, видеть и чувствовать себя, например, сидящим в кресле руководителя крупной интернациональной фирмы, то со временем обстоятельства нашей жизни будут складываться так, что нам ненавязчиво и вроде бы случайно приоткроются конкретные возможности воплощения этого образа в реальность. Психологи научной ориентации категорически заявляют, что надежных доказательств, способных сделать эту гипотезу фактом, не существует. И с не меньшей категоричностью все НЛП-исты и последователи эриксоновского гипноза настаивают на несомненной практической эффективности этой психотехники. Как бы там ни было, но хорошо интегрированный образ «я-будущего», кстати сказать, для нашего бессознательного ничем не отличающийся от образа только что прошедшего настоящего, с самого начала дает человеку такую уверенность в достижении цели, которая подобна лишь уверенности по поводу свершившегося факта. Процедура 5. Виртуальное достижение цели. Идеальное время для психотехник, действующих на бессознательный уровень психики, - состояние сразу после сна или перед сном, т. е. те моменты, во время которых критическая функция сознания максимально ослаблена. Представляйте, что ваша цель уже достигнута. Осознавайте образы новой ситуации: перед вами большой монитор компьютера, можно прочитать его марку, на краю стола лежит стопка документов на подпись, рядом фотография вашей семьи. Осознавайте звуки: вот мелодично зазвучал телефон, секретарша взяла трубку, тихо жужжит вентилятор. Фиксируйте ощущения: тонкая кожа кресла приятно держит тело, оно одновременно расслабленно и собрано для мгновенной реакции, манжеты шелковой рубашки нежно касаются запястья. Это с вами уже случилось, вы достигли того, чего хотели. Пройдет немного времени и благоприятные обстоятельства, словно перелетные птицы, вернувшиеся на родину, начнут слетаться к вам из самых дальних уголков мира. Надежда и фиктивная цель Когда мы говорили о «джентльменском наборе» целей среднестатистического бизнесмена, то, словно в противовес счастью, на последнее место была поставлена надежда. Странно, вроде бы это даже и не совсем цель. Как, например, можно планировать достижение надежды? Оказывается можно, но не напрямик, а в обход - точно так же, как планируется счастье.Приблизительно в 30-е годы Альфред Адлер, один из самых выдающихся представителей психоаналитического направления, предложил понятие фиктивной цели. Он обратил внимание на один парадокс. Оказывается, для плодотворной и счастливой жизни человеку совсем не обязательно достигать тех целей, которые он себе поставил, достаточно просто того, чтобы они были, и была надежда на их достижение. Вот эти-то принципиально недостижимые цели и были названы фиктивными. Бывают случаи, когда жизнь человека оказывается подчинена действию непродуктивной внутренней программы. Он подспудно руководствуется бессознательным суждением: «Я себе могу позволить испытывать счастье только после того, как прибуду в запланированный пункт назначения». И словно в насмешку, вопреки ожиданиям, когда цель достигнута, он разочарованно оглядывается вокруг и недоуменно спрашивает себя: «А где же счастье?». Слава Богу, такие фундаментальные разочарования являются, скорее, исключением, чем правилом. Впрочем, для пущей надежности, многие люди, помимо реальных, сознательно ставят перед собой такие цели, которые принципиально недостижимы. И в этом действительно что-то есть. Во-первых, если цель принципиально недостижима, то значит, каждый конкретный прокол на пути к ней уже не будет оцениваться как неудача. Во-вторых, такая ситуация постоянно держит будущее разомкнутым в бесконечное множество перспектив самореализации. А как мы говорили раньше, зеленеющее древо возможностей как раз и является тем случаем, когда человек совершенно спонтанно испытывает настроение счастья. Может, правы были японцы, которые неустанно повторяли: лучше путешествовать с надеждой, чем достичь пункта назначения.