Коучинг в силу своей привлекательности и эффективности довольно быстро завоевывает позиции на рынке консалтинговых услуг России. Не обошел он стороной и наш Уральский регион. 16 компаний Уральского региона используют коучинг в своей профессиональной деятельности.
Наше исследование построено на анализе рекламной и презентационной информации за период с 1.11.2000 по 1.11.2004. В итоговый список вошли только те компании, которые подтвердили эту информацию (сотрудники компаний или их партнеры по коучинговым проектам) по состоянию на 1 ноября 2004. в городах Екатеринбург, Пермь, Челябинск.
Представителям компаний предлагалось ответить на два вопроса:
* Кто еще кроме Вас использует коучинг? * В каком формате используется коучинг в вашей компании?
Считаем уместным привести здесь определение коучинга, которого придерживаются авторы исследования. Коучинг – это способ поддержки клиента в достижении его целей. Клиентом может быть отдельный человек, тогда это персональный коучинг, или компания, тогда речь идет об организационном коучинге. Кто они – наши коучи?
г. Екатеринбург
«Афина Паллада», «Восток-Запад», «Гринстрит», «Кадровые технологии», «Коучинг-центр Станислав а Гринберга», «Международный Бизнес-коучинг-центр», «Технологии управления бизнесом», «Первый Коучинговый Университет», «Психологический центр ИТАР-ТАСС-Урал», Тренинговая компания «Персона», «Свободный выбор», «Формула успеха», «Центральная консультативная группа»,
г. Пермь
«КУБ»; «Центр современных технологий управления персоналом»; «Школа профессионального развития»
г. Челябинск
По мнению экспертов - консультантов из Челябинска, на данный момент в городе нет компаний, использующих коучинг в своей профессиональной деятельности.
В данном списке не представлены компании, которые, не заявляются на коучинг в своем городе, но «обкатывают» свои коучинговые программы в других городах. Таких компаний обнаружено две. Этот многоликий коучинг (что предлагается рынку?)
Преобладающее большинство компаний используют коучинг как инструмент в работе консультантов. При этом в диалоге с клиентом слово «коучинг» может и не фигурировать. Профессионалы из других стран считают это оправданным, т.к. рынок коучинговых услуг у нас еще не сформировался, слово это не стало понятным и привычным, сами консультанты не всегда обладают достаточным опытом.
На втором месте по распространенности – использование коучинга в тренингах. Это - либо тренинги в формате коучинга, либо тренинги, в которых присутствуют отдельные блоки, посвященые отработке коучинговых навыков.
Отдельно стоит выделить обучающие программы по коучингу. За это время представлены три тренера-коуча: Сергей Рогачев – 2002 г., организаторы - компания «Технологии успеха» - Екатернибург, 2002 г., компания «КУБ» - Пермь; Мэрилин Аткинсон – 2004 г., организаторы - компания «Коучинг-центр Станислав а Гринберга» и «Международный Бизнес-коучинг-центр» Екатернибург; Светлана Чумакова – 2004 г., организатор - компания «Первый коучинговый Университет», Екатеринбург.
Далее – коучинг как продукт. Если думать о цивилизованном рыночном подходе к коучингу, важно разобраться, что можно считать коучинговым продуктом. Сразу оговоримся, что, исследуя московский и уральский рынки, нам не удалось обнаружить единообразия в подходах, четких определений на этот счет. Мы сформулировали три основных критерия, по которым идентифицировали коучинговые продукты: название продукта, прозрачное, понятное для клиента ценообразование, специализацию в коучинге. "Тайм - коучинг”, "Профессиональное развитие и планирование карьеры”, "Диалог в стиле коучинга”, «Кристаллизация решений», «Коучинг первых лиц». Если говорить о расценках на услуги, то нам удалось установить, что часовая сессия персонального коучинга уральских коучей стоит от 35 до 500 у.е.
Такому определению соответствуют и вышеперечисленные обучающие программы по коучингу. Мы также относим их к разряду коучинговых продуктов.
Для нас все же остается вопрос: считать ли «Коучинг первых лиц» отдельным продуктом? Половина компаний из списка заявили, что они оказывают такую услугу своим клиентам. Но здесь нет четко обозначенной специализации, компании подразумевают очень широкий спектр решаемых задач: успешность бизнеса, борьба со стрессами, делегирование полномочий, самоменеджмент, коучинг личных отношений и др.
Кроме того, есть предприятия, где коучинг используется как стиль менеджмента, как часть технологий, например, в целях наставничества. Есть люди, которые применяют самокоучинг для достижения своих личных целей. Мы не ставили своей целью проанализировать эти форматы использования коучинга, т.к. они не предъявляются внешним клиентам, а обслуживают внутренние процессы, служат достижению целей бизнеса.
Нельзя также упускать из виду, что коучингом занимаются некоторые консультанты индивидуально, не соотнося себя ни с одной из вышеперечисленных компаний. В силу специфики услуги, ее эксклюзивности и некоторой закрытости, они остаются в тени, и по этой причине могли не войти в наш список.
Есть информация, что некоторые наши бизнесмены и политики уже несколько лет пользуются услугами московских коучей. Школы разные нужны, школы разные важны
У кого учились наши коучи? У разных тренеров из Америки и Бельгии, Франции и Германии, Великобритании и России. Среди них - Мерилин Аткинсон, Ханс Бегир, Питер Врица, Светлана Чумакова, Сергей Рогачев, Марк Кукушкин, Думаем , что список этот далеко не полный. Из истории коучинга в Екатеринбурге
* Август 2000 г. – книга Дж Уитмора « Coaching » на русском языке появилась на прилавках книжных магазинов Ектеринбурга. С нее-то все и началось. * Ноябрь 2000 года – первое объявление в газете «Работа для Вас»: требуется бизнес-коуч * Ноябрь 2001 года – создан центр информационной поддержки коучинга в Екатеринбурге * Январь 2002 года – первый круглый стол по теме «коучинг» * Февраль 2002 года – первая обучающая программа по коучингу * Апрель 2002 года – выставка «Управление предприятием. Технологии нового века» - три компании заявили о коучинге. * Апрель 2002 года первая статья в ж. «Деловой квартал» о коучинге. * 2003 год – начало осознанного применения коучинга как нового вида деятельности, активный PR , более 20 публикаций по данной теме в местной прессе, появление первых сертифицированных коучей. * 2004 год – начало «коучингового бума»
Советы клиентам
Сегодня мы можем определенно сказать, что рынок коучинговых услуг в Екатеринбурге начал формироваться. Услуга заявлена. И услуга востребована. Но, как это часто бывает во время становления рынка, надо быть предельно внимательными к тому, как оказывается эта услуга, кем оказывается услуга. Помните о трех критериях – название, цена, специализация. Главное, чтобы коучинг не стал «таблеткой от всех болезней». Плюс ко всему выше сказанному можно добавить: доверяйте своей интуиции, сверяйте свое понимание коучинга с тем, как его определяет ваш потенциальный коуч.
Мы благодарим участников опроса. Уверены, коучинг - это ответственный и осознанный выбор!