О том, как в Украине можно оптимизировать и упростить налоговую отчетность рассказывают эксперты в области финансов и аудита В Украине существует 43 вида налогов и сборов: 29 общегосударственных и 14 местных. Соответственно, почти столько же существует форм отчетности. Для большинства иностранных инвесторов это является серьезной проблемой, как в плане понимания ожидаемого налогового бремени, так и в контексте усложнения администрирования бухгалтерской деятельности. На мой взгляд, на пути к улучшению инвестиционного климата следует осуществить следующие шаги: 1. Пересмотреть эффективность и применимость существующих налогов/сборов. Коммунальный налог, налог на промысел, рыночный сбор, курортный сбор, сбор за участие/выигрыш в бегах на ипподроме, сбор за использование местной символики и т.д. являются неэффективными в общей системе налогообложения, поскольку расходы на администрирование таких налогов/сборов гораздо больше самих поступлений. Соответственно, количество форм отчетности по таким налогам/сборам уменьшится. 2. Упростить систему налогообложения путем введения единого социального взноса. Вместо четырех сборов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, Фонд социального страхования на случай временной утраты трудоспособности), ввести единый социальный взнос с единой формой отчетности. 3. Упростить/ликвидировать некоторые формы отчетности. Многие статистические годовые формы отчетности, такие как отчет об объемах реализованных услуг, отчет по труду, отчет о наличии вакансий, отчет о наличии вычислительной техники, носят информационный характер, зачастую заполняются бухгалтерами безответственно. Такие формы являются устаревшими, неэффективными и такими, которым не следует доверять. 4. Разработать и внедрить на государственном уровне единую форму электронной отчетности, что позволит упростить процесс подачи отчетности и ликвидировать конкуренцию со стороны частных структур. 5. Пересмотреть периоды подачи отчетности. Отказаться от месячных форм отчетности (НДС, Пенсионный фонд), перейти на исключительно квартальную, а со временем на годовую форму отчетности, как это принято во многих европейских странах. Финансовая отчетность должна иметь исключительно годовую форму. 6. Разработать новые требования к годовой финансовой отчетности по принципу «суть должна превалировать над формой». Следует учесть требования к подготовке годовой финансовой отчетности стран — членов ЕС, с тем чтобы сделать национальную финансовую отчетность максимально понятной для инвесторов. Финансовая отчетность, помимо основных форм отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д.), должна содержать также такие данные, как информация о структуре компании, органах корпоративного управления, миссии и стратегии развития компании, информация о принятой учетной политике в компании, письмо правления/менеджмента компании и т.д. Такие требования к финансовой отчетности, а также внедрение действенной системы штрафов за некорректное составление финансовой отчетности или за неподачу такой отчетности позволят повысить уважение к финансовой отчетности и бухгалтерскому учету в Украине. 7. Максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, что позволит избежать ситуации, когда, например, по результатам года финансовая бухгалтерская отчетность отражает прибыль, в то время когда налоговая отчетность декларирует убытки.