Зачем оно нам? Итак, хочу поговорить о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год - норма…
Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?
Снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является "балластом" для бизнеса. Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы. Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают. Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании. Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми И т.д. К чему лоялен сотрудник? По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:
К деньгам и прочим материальным благам. К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию. К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере. Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас, как для руководителя, важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.
Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.
Как же достичь лояльности сотрудников? Люди гибнут за металл? Перво-наперво - лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.
Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.
Люди бывают ориентированы:
На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д. На работу в основном как на источник дохода для прочих сфер жизни На компанию, как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п. На чувство хозяина: "это мое подразделение" (для руководителя), "мой станок" (для рабочего) и т.д. И, наконец, просто люмпены: "после нас хоть потоп". Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются. Конечно, "чистые виды" встречаются редко, но понимать "склонности" того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности - не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность "сорвать куш" если совершил "подвиг". А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.
Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?
Не хлебом единым Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще). О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.
Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?
Интересная работа Чувство важности (как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия) Возможность развиваться: профессионально и личностно Карьерные перспективы Возможность посмотреть страну и мир Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне И т.д. Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.
"Мы теперь с тобой одной веревкой связаны"… И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.
Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя, он уводит свою команду. Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным. Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в "благотворительную организацию": "мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады". Или - в "клуб по интересам", куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки. То есть, конечно, личная привязанность важна, но "без крайностей", с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.