Коучинг известен в нашей стране вот уже более пяти лет. И все это время продолжаются попытки, с одной стороны, дать адекватный русский эквивалент этому слову, а, с другой стороны, дать определение коучингу. В последнее время между ведущими коучами страны было много дискуссий и обсуждений на эту тему, которые, похоже, наконец, принесли свои плоды.
«Коучинг» – это транслитерация английского « coaching ». Наиболее распространенное значение слова « coach » – тренер, в смысле спортивный тренер. В Америке эволюция термина «коучинг» именно такой и была. В начале был просто термин « coach », «тренер», затем, в 1995 году с подачи Томаса Леонарда, «изобретателя» коучинга как бренда, появился термин « nonsportive coach », «неспортивный тренер». Затем со временем, квалифицирующее определение «неспортивный» отпало, и спектр значений термина « coach » расширился, включив в себя области персонального и бизнес-коучинга.
Когда встала задача перевода термина « coaching » на русский язык, возникли сложности. Напрашивающийся термин «тренинг» не подошел, так как им обозначалась услуга, уже занявшая свое место на рынке, и существенно отличающаяся от коучинга. Попытки найти аналог в нашей культурной традиции тоже не выглядели особенно удачными. В русской истории есть понятие «духовник», что в общем то отражает идею персонального коучинга Вместе с тем, это не очень удачно вписывается в контекст бизнес-коучинга, и в целом звучит устаревшим.
Таким образом, остались попытки подыскать какой-то семантический эквивалент, наиболее полно передающий идею коучинга. Здесь сложность оказалась в том, что на рынке представлен целый спектр «версий коучинга». «Коучинг-Рыбкин» отличается от «коучинг-Савкина» или «коучинг-Паршикова». Вместе с тем есть что-то, что объединяет все эти индивидуальные стили консультирования и позволяет им всем называться одним понятием «коучинг». А теперь утверждение: «коучинг» – это РАЗВИТИЕ!» Всякий раз, когда этот инсайт озвучивался в разговорах с коллегами, в ответ слышалось: «Да! Коучинг – это развитие!»
Точно так же, как опытный тренер содействует развитию естественных способностей спортсмена, коуч содействует развитию внутреннего потенциала клиента в профессиональной или личностной сферах. Суть тренировки – в развитии.
Таким образом «коучинг» как профессия определяется как «развивающее консультирование», а «коуч» – как «консультант по развитию». Это хорошо согласуется с определением и философией коучинга, декларируемой Международной Федерацией Коучинга:
«Профессиональный коучинг – это процесс оказания профессиональных услуг, помогающих клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. Процесс коучинга позволяет клиентам углубить свои познания, улучшить эффективность и повысить качество жизни.
На каждой из встреч клиент выбирает цель разговора, в то время как коуч слушает и вносит вклад в форме наблюдений и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента к действию. Коучинг ускоряет процесс продвижения клиента к его цели, помогая ему сосредоточиться на желаемом результате и открывая более широкий выбор альтернатив. В коучинге основное внимание сосредотачивается на настоящей ситуации клиента и том, какие действия он готов предпринять, чтобы достигнуть желаемого положения вещей. Коучи-члены МФК признают, что достигаемые результаты являются плодом намерений, решений и действий клиента, поддерживаемых усилиями коуча и применением процесса коучинга».
Различные специализации в коучинге также естественным образом связываются с этим определением: «консультант по личностному развитию», «консультант по развитию бизнеса», «консультант по развитию семейных отношений» и т.д.
Концепция развития – это то, что выделяет область собственно коучинга в смежных специальностях. Так в психотерапии к коучингу относятся только позитивно-ориентированные техники. Анализ причин возникновения проблем – это область, комплиментарная к развитию. В консалтинге также к коучинговым относятся лишь те рекомендации, которые клиент не только сам запрашивает, но и принимает как свои, таким образом развиваясь.
То же можно отнести к коучингу как стилю обучения. Фактически, коучинг – это развивающее обучение, форм которого существует множество. Развитие является ключевым словом в случае коучинга как стиля менеджмента (см. статьи Големана). Наконец, суть коучинга как стиля жизни – в непрерывном осознанном развитии и росте.
Подводим итог. В результате проведенных исследований удалось установить одну из существенных областей, общих для всего многообразия стилей коучинга. Эта область – ориентация на (само-)развитие клиента. Несомненно, есть и другие дополнительные общие характеристики коучинга, такие как: стимулирование в клиенте осознанности и ответственности, апелляция к креативности. Мы обсудим это в дальнейших статьях. Вместе с тем очень примечательно, что именно принцип развития позволил дать естественный литературный перевод слова «коучинг» на русский язык. Не в этом ли заключается предназначение «коучинга по-русски» в нашей обладающей огромным потенциалом, но застрявшей в неэффективных стереотипах стране?