Коучинг: «зонтичный» бренд В последние несколько лет одним из модных западных слов, появившихся в нашей стране, стало «коучинг». Что же такое коучинг? В широком смысле, коучинг - это своего рода «зонтичный» бренд, объединяющий под своим куполом бизнес-консультирование, психотерапию, имидж-мейкерство, бизнес-тренинг, бизнес-консалтинг и собственно коучинг - все вместе призванные вести человека или организацию к успеху:
<div style="text-align: center;"></div>
В более узком смысле, слово «коучинг» – это просто переписанное русскими буквами английское coaching , что означает «тренировка» или «совместное достижение» (к сожалению, никакого достойного русского варианта до сих пор никому придумать не удалось). Коучинг – это форма консультирования, ориентированная на прояснение клиентом собственных целей и успешного достижения их за счет внутренних ресурсов и источников мотивации. Эта профессия начала формироваться в начале 80-х годов и официально «утверждена» в 2000 г. В настоящее время на Западе в этой «индустрии» работают более 100,000 специалистов. Изначальной предпосылкой коучинга является твердая вера в то, что каждый человек, и каждая организация обладает уникальным творческим потенциалом, позволяющим добиваться ощутимых ярких результатов во всех областях своей жизнедеятельности. Их сдерживают лишь ограничивающие убеждения, стереотипы и, возможно, недостаток отдельных навыков и информации. Коуч - это опытный штурман, который помогает человеку или организации благополучно миновать все подводные рифы и достичь своей цели. В его арсенале – методы фокусирующих вопросов, НЛП, мозговых штурмов, тайм-менеджмента, логических уровней, SMART -целей, спиральной динамики, метапрограмм и многое другое. Коучинг как форма обучения Процесс коучинг-консультирования можно представить в виде следующей схемы:
<div style="text-align: center;"></div>
На каждой из четырех фаз коучинга происходит процесс обучения. Коуч фактически учит клиента обращаться к внутренним источникам знания и энергии – воображению, самосознанию, памяти, глубинным ценностям и свободе воли. Помимо этого, он также зачастую передает клиенту какие-то специальные знания и навыки, в особенности в области коммуникации, планирования, лидерства и эмоционального интеллекта. Таким образом в ходе коучинга клиент (да и коуч тоже) постоянно испытывает радость новых открытий, инсайтов и свершений. Дистанционный коучинг Помимо традиционного личного общения «один на один», коучинг зачастую проводится в дистанционном режиме с использованием современных средств коммуникации – телефона и Интернета. Более того, на Западе более 70% коучинга проводится по телефону. Коуч и клиент назначают телефонную сессию на определенное время. Телефонная сессия длится обычно 30-45 минут. В ходе беседы коуч задает вопросы и делает заметки, которые затем вместе с «домашним заданием» высылает клиенту по электронной почте. Сессии обычно проводятся раз в неделю, и в промежутках между ними зачастую также происходит активное общение через Интернет. Поскольку коучинг по определению предполагает обучение клиента в довольно чувствительных для него сферах, здесь очень важно поддержание высокого уровня доверия. Обычно дистанционную форму используют для передачи новых знаний или навыков: иностранных языкам, финансов и учета, менеджмента, компьютерных технологий и т.д. В коучинге к этому добавляется еще один компонент: передача эмоций . Коуч вдохновляет клиента формировать для себя видение лучшего будущего. Он поддерживает его в минуты печали и неудач. И он вместе с ним торжествует победу! Именно эти позитивные эмоции создают высокий уровень доверия и делают коучинг столь эффективным как в персональном, так и бизнес-консультировании. Электронная почта, ICQ и другие аналогичные формы электронной коммуникации идеальны для передачи информации, но, к сожалению плохо подходят для передачи эмоций. По тексту порой трудно догадаться, что на самом деле имел в виду автор письма или сообщения. Поэтому они используются вместе с голосовыми формами общения: телефоном, телеконференциями и всевозможными комбинированными интернет-системами, типа « Skype », позволяющими одновременно как переписываться, так и переговариваться. Таким образом в условиях современной глобализации довольно типичной является ситуация, когда коуч и клиент сидят в разных уголках земного шара перед экранами компьютеров, подключенных к Интернет. Клиент звонит коучу по телефону - благодаря IP -телефонии даже международная телефонная связь сейчас очень дешева. Включены веб-камеры – и два человека уже могут улыбнуться друг другу. Во время беседы коуч набирает свои заметки на клавиатуре, рисует какие-то визуальные образы на планшете и сразу же отправляет их клиенту. Таким образом процесс обучения становится очень теплым и личностным, что делает его очень эффективным. В Америке, где широко распространенным сервисом телефонных компаний являются телеконференции, не только индивидуальный коучинг, но и групповые тренинги проводятся дистанционно. Достаточно оплатить семинар, получить пароль и в назначенное время позвонить по номеру арендованного телемоста. В России, с преобладанием аналоговых телефонных станций, это еще пока дело будущего. Резюме Подводя итог, в коучинге, активно используются разнообразные формы дистанционного обучения: в первую очередь с использованием телефонии, электронной почты и телеконференций. В отличие от других сфер обучения, в телекоучинге критическим является процесс передачи не только знаний и навыков, но и эмоций, что накладывает повышенные требования к качеству коммуникаций. Современные информационные технологии, несомненно, делают процесс консультирования удобным как для коуча, так и для клиента, и позволяют клиенту найти «своего» коуча в любом уголке Земного шара. Вместе с тем, практика показывает, что все-таки ничто не может заменить личного общения, и самый элитный коучинг – это всегда коучинг «один на один». В особенности в России…