Пятница, 08 Ноя 2024, 20:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Статьи для каждого [815]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 142
Гостей: 142
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Все о вебинарах » Статьи для каждого

Клиентно - ориентированное моделирование в коучинге.
Маленький мальчик спрашивает электрика:
- Дядя, а что такое электричество?
- Понятия не имею, сынок. Но я могу
сделать так, что оно будет давать тебе свет.
Энтони де Милло «Молитва Лягушки»

Клиентно - ориентированное моделирование(КОМ) — это ещё одна попытка создания эффективной системы, объединяющей модели и техники нейро-лингвистического программирования (НЛП) с недирективным коучингом — процессом консультирования, набирающего всё большую популярность у нас в стране.

Недирективный коучинг

Под процессом недирективного коучинга обычно понимается помощь клиенту в улучшении количественных или качественных характеристик деятельности посредством осознания клиентом того, каким образом он использует специфические знания и умения. Коучинг помогает расширить границы карты клиента и найти новые оригинальные решения поставленных задач. В основе недирективного коучинга лежит две модели: Внутренняя игра и GROW.

Более тридцати лет назад Тимоти Голви, работая тренером по теннису, обратил внимание на типичные ошибки во взаимодействии игрока и тренера и сформулировал основные принципы Внутренней игры, которые впервые были представлены миру в его книге «Внутренняя игра в теннис». С тех пор Внутренняя игра выдержала проверку временем и в настоящее время успешно применяется в самых разнообразных областях. Внутренняя игра — это жизнеспособная альтернатива традиционным командно-административным методам, которые сейчас применяются как само собой разумеющееся и работе, и в спорте.

В основе Внутренней игры лежит идея о двух частях своего «Я», где «Я 1» — внутренний голос, подающий команды и высказывающий оценку. Это внутренний голос значимых для нас людей, учителей и прочих авторитетов. «Я 1» характеризуется напряжением, страхом, сомнением и излишним старанием. «Я 2» — целостное человеческое существо со всем его потенциалом и способностями. Оно характеризуется свободной концентрацией, радостью и доверием. «Я 1» стремится контролировать «Я 2» и не доверяет ему.

Когда интервенция, исходящая от«Я 1», полностью ликвидирована, человек переходит в состояние «Я 2» — неоценочное осознание, которое часто называют «потоком». Именно в состоянии «потока» собственно и начинается Внутренняя игра.

Для перехода в состояние «потока» нужно выбрать и сфокусировать внимание клиента на критической переменной (внутренней стратегии или внешнем процессе), которая должна быть интересна для клиента и за которым возможно отстранённое наблюдение. Неоценочное осознание, возникающее в это время, позволяет внести необходимые изменения в ключевые стратегии самим клиентом максимально эффективным и естественным образом.

Традиционные методики обучения сосредоточены на поведении, т.е. на ответной реакции клиента, в то время как какого-либо обращения к главной проблеме — искажённому восприятию — не происходит. Именно восприятие критических переменных как угрозы вызывает многочисленные ошибки в поведении клиента. Устранение угрозы путём неоценочного наблюдения за фактом открывает широкие возможности для достижения поставленных целей.

Подход Внутренней игры основан на принципах, которые можно обозначить тремя словами: осознание, доверие и выбор. Если немного развернуть эти принципы, они будут выглядеть так:

1. Неоценочное осознание имеет целительную силу.
2. Необходимо доверять «Я 2» (своему собственному и своего клиента).
3. Право первого выбора в обучении должно быть предоставлено клиенту.
Литература
[1]. У. Тимоти Голви – Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.
[2]. Джон Уитмор – Коучинг высокой эффективности.- М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. 2005. – 168 с.
[3]. Майлз Дауни – Эффективный коучинг. - М.: Издательство «Добрая книга». 2005. – 288 с.
[4]. Роберт Дистс – Моделирование с помощью НЛП. – СПб.: Питер. 2000. – 288с.

Внутренняя ига в основном сконцентрирована на логическом уровне «Способностей». Только начав процесс сокращения вмешательства «Я 1» в себе и своих клиентах, можно надеяться на доступ к большому числу скрытых способностей «Я 2» и на их развитие. Это понимание можно выразить простой формулой, которая определяет Внутреннюю игру:

Результативность = потенциал - вмешательство

Цель Внутренней игры — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала. Цель Внешней игры — преодолеть внешние препятствия к достижению внешней цели. Понятно, что обе игры взаимосвязаны. Для эффективного планирования и действий во Внешней игре была создана модель GROW.

Модель GROW создана Джоном Уитмором как модель эффективных вопросов и является наиболее распространённым способом структурирования беседы в коучинге. Обычно вопросы задают, чтобы получить информацию. Однако в данном случае информация имеет второстепенное значение. Полученные ответы часто задают направление последующих вопросов, позволяя в то же время контролировать, следует ли клиент выбранному пути, который совпадает с целями коучинга. Как правило, это открытые вопросы, требующие описательных ответов, а не осуждения, поэтому риск впасть в самокритику или нанести ущерб самолюбию клиента отсутствует. Открытые вопросы способствуют осознанию и как следствие ответственности у клиента. Важно, чтобы вопросы отвечали интересам клиента, следуя за ходом его мыслей.

Аббревиатура GROW означает ключевые точки, через которые стоит провести клиента:

Goal — расстановка целей, определение целей на короткий и длительный срок.

Reality — обследование текущей ситуации на реальность.

Options — определение списка возможностей и стратегии плана действий.

Will — намерения: что, когда, кем и ради чего будет делаться.

Модель GROW — это нелинейная структура сессий, сконцентрированных в основном на логическом уровне «Поведения».

Используя модель структуры субъективного опыта, известную в НЛП как модель «Мерседес», представленную на рисунке 1, можно отнести состояние «Потока» и неоценочного осознания к области «Состояний и Эмоций», Внутреннюю игру — к области «Стратегий», а модель GROW и Внешнюю игру — к области «Поведения». На представленном рисунке можно чётко проследить, как представленные выше модели взаимодействуют в рабочем поле НЛП. Используя модель GROW, мы выявляем критически важные переменные, фокусируя внимание на одной из них. Мы вводим клиента в состояние «Потока», после чего включаются естественные процессы коррекции внутренних стратегий, и как результат мы получаем новое поведение. Как видно из рисунка, изменение происходит естественным и самым эффективным для клиента образом.

<div style="text-align: center;"></div>

Моделирование в НЛП

Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий (нейро) данного человека путём анализа его речевых паттернов (лингвистическое) и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приёмы (программирование), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах. Моделирование является основой и сердцем НЛП. Именно моделирование постоянно вносит в НЛП живую струю новых идей и техник, что позволяет нейро-лингвистическому программированию постоянно расширять границы своего применения.

Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное правильное или истинное описание процесса мышления того или иного человека, а в том, чтобы составить ментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Важно, чтобы созданная ментальная карта позволила нам действовать наиболее эффективно. Точность или реальность карты уступает по значимости её полезности.

В настоящий момент к основным стратегиям базового моделирования можно отнести явное и неявное моделирование, а также микро- и макро-моделирование. Неявное, скрытое моделирование включает в себя прохождение через опыт. Моделирующий движется во второй позиции с моделью, чтобы описать субъективные переживания модели. Находясь во второй позиции, моделирующий использует свою личную интуицию. Неявное моделирование в основном происходит на логическом уровне «Поведение» Явное моделирование включает в себя более познающий, аналитический подход. Моделирующий наблюдает из третьей позиции и описывает видимую структуру субъективного опыта модели.

Существует много подходов к моделированию, но в рамках данной статьи нам интересно познакомиться с подходом, предложенным Дзвидом Гордоном на тренинге «Новые подходы к моделированию», прошедшему в Москве 6 – 11 июня 2001 года. Этот подход, названный «Порядок на основе опыта» и представленный на рисунке 2,позволяет внести некоторый порядок в процесс моделирования и помогает выявить важную информацию, которую в дальнейшем можно будет использовать. Подход Дэвида Гордона позволяет получить информацию практически обо всей системе под названием «Человек в целом». И только когда есть информация обо всей системе, можно определить, что является в ней по-настоящему важным.

<div style="text-align: center;"></div>

Поле клиентно-ориентированного моделирования.

Для применение НЛП-моделирования в коучинге нужно обратить внимание на несколько ключевых особенностей. Первая особенность, которая отличает КОМ от классического НЛП-моделирования, заключается в том, что начальная цель КОМ направлена на описание проблемного пространства в точке «R» модели GROW и выявление важной информации, способной ключевым образом изменить состояние системы. В НЛП-моделировании основной задачей является выявление полезных стратегий для дальнейшего их использования другими людьми. Второй особенностью является сам процесс моделирования, во время которого основной задачей является создание для клиента своеобразного Метазеркала, с помощью которого клиент может осознать имеющиеся у него проблемы и взять ответственность по их решению. В данном случае коучу не нужно, а скорее экологически вредно использовать полученную модель на себе, в отличие от НЛП-моделирования, где использование полученной модели моделирующим на себе делает модель более точной и полезной для дальнейшего применения.

Поле КОМ в коучинге занимает три точки модели GROW, которые выделены на рисунке 3 красным, жёлтым и зелёным цветами. В точке Reality коуч создаёт модель текущей реальности клиента. На основе этой модели создаётся Метазеркало проблемного пространства. В точке Options выявляются возможности максимально эффективного и комфортного проведения изменений, определяются ресурсы для дальнейшей работы. В точке Will проводится работа по интеграции выбранных изменений и выполняется подстройка к будущему. В этой точке клиент берёт ответственность за достижение результатов коучинга на себя.

<div style="text-align: center;"></div>

Для целей КОМ в настоящий момент предлагается использовать подход к моделированию, предложенный Дэвидом Гордоном и приведённый выше. В дальнейшем с наработкой опыта практического использования предложенной модели предполагается разработка специального подхода к моделированию, ориентированного для применения в коучинге.

Заключение

Данная модель КОМ была разработана в рамках сертифицированной тренинговой программы «Сопровождение в стиле Коучинг», прошедшей в период весны – лета 2006 года в Санкт-Петербургском Центре НЛП(). Практическое использование представленной модели планируется в Тренинг–центре АльфаЛидер(). Автор статьи надеется на качественную обратную связь от заинтересованных лиц в целях дальнейшего улучшения и расширения предложенной модели.

Источник: &did=868
Категория: Статьи для каждого | Добавил: Lerka (22 Окт 2012)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
20:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz