Экспериментальные исследования показывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях такие предсказания расходятся с положениями классических экономических теорий. Хотя тема «человек и деньги» долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы мозга играют в ней не последнюю роль. Оказалось, что операции мозга во многом сходны с процессами в экономических системах. Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге сделать его счастливее.
Совсем недавно американский научный журнал Science опубликовал результаты исследования Кэтлин Вос, доцента школы менеджмента Миннесотского университета, о том, как сильно меняется поведение человека при виде денег. «Регулярное рассматривание денежных купюр способствует установлению хороших отношений с соседями»
В нашей жизни деньги играют огромную роль, однако их влияние на психику человека почти не изучено. До сих пор психологи-теоретики изучали лишь два денежных эффекта: деньги-стимул и деньги – разрушитель отношений.
Кэтлин Вос и ее помощницы Николь Мид из Государственного университета штата Флорида и Миранда Гуд из бизнес-школы университета Британской Колумбии стали одними из первых психологов, которые, испытав около 500 добровольцев, обнаружили, что деньги развивают в людях самодостаточность, а все остальное лишь вторичные эффекты.
В ходе исследования 500 добровольцев подвергались визуальному воздействию денежных знаков и их производных различной степени. Опыт делился на несколько частей, говорится в статье аналитического делового еженедельника SmartMoney.
Для начала испытуемым предлагали на скорость связать предложение из нескольких слов, чтобы бессмысленный набор превратился в предложение.
При этом одной группе давали набор слов, в котором так или иначе фигурировали деньги, а второй – нейтральные предложения. После того как подопытные справились с этим заданием, наступал следующий этап исследования. На этот раз добровольцам предлагали решить задачу на сообразительность и выложить из 12 дисков квадрат таким образом, чтобы на каждой стороне квадрата дисков оказалось по 5 штук.
Результаты этой части опыта оказались просто ошеломляющими: те, кто до этого имел дело с фразами о деньгах, оказались более упорными, лучше справились с заданием, чем «нейтральные» добровольцы, и практически не обращались за помощью.
Но наиболее поражающими оказались результаты следующей части опыта, когда перед участниками показывали деньги, при этом применялись даже игрушечные банкноты из настольных детских игр и рисунки с изображением валюты для рабочего стола компьютера. Испытуемые опять были разделены на две группы.
Одни из них видели деньги, другим же показывали заставку рабочего стола компьютера, где в аквариуме плавали рыбки. После этого участникам предлагали придумать рекламную концепцию, этим можно было заниматься как по одному, так и с партнером. Всего 25–30% из тех добровольцев, которые видели рыбок или сидели перед выключенным компьютером, выбирали самостоятельную работу.
А среди тех, кто видел денежные знаки, выбравших одиночный труд оказалось больше половины, примерно 83%. Кэтлин Вос до сих пор удивляется собственному открытию. «Поразительно, что подавляющее большинство людей, которые видели деньги, выбирали самостоятельную работу, ведь они брали на себя почти в два раза больший труд!
Дело в том, что они чувствовали себя более самодостаточными», – говорит она.
Но следующий этап эксперимента окончательно убедил ученых в этом. Некоторое время «денежная» группа участников эксперимента сидела перед плакатом с изображением денег, и, как оказалось позже, в 1,5 раза большее количество испытуемых хотели провести вечер в одиночестве, в отличие от тех, кто смотрел на картинку, на которой был изображен морской пейзаж.
Вос и ее коллеги уверены, что именно ощущение самодостаточности заставляет людей больше времени проводить в одиночестве и садиться от своего собеседника в 1,5 раза дальше. Даже мысль о дензнаках повышает производительность труда и результативность индивидуума, считает Вос.
При этом регулярное рассматривание денежных купюр способствует установлению хороших отношений с соседями, так как исследуемые, окрыленные видом денег, легче вступали в контакт с соседями.
«Разница между двумя группами испытуемых потрясающая, – рассказала руководитель исследования Кэтлин Вос. Я никогда не видела ничего подобного, хотя это моя 75-я работа в области изучения поведения».
Ее помощница психолог Николь Мид полагает, что созерцание денег вызывает в человеке ощущение независимости и самостоятельности и буквально отключает желание положиться на окружающих.