Пятница, 15 Ноя 2024, 06:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Статьи для каждого [815]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51643


Онлайн всего: 83
Гостей: 83
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Все о вебинарах » Статьи для каждого

Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет
Человек стремится к оптимальному согласованию
внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней
свой
активности – начиная психической и кончая
социально-психологической.
Показателем оптимальности является продуктивность деятельности:
при оптимальном
согласовании происходит возрастание, умножение психической и
личностной
активности. Ценность деятельности для личности связана, прежде
всего,
с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с
возможностью
творчества. Реально же не любая личность самовыражается в
деятельности,
т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И
тогда личность
ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например
посредством
Интернета, который с одной стороны занимает всё более значимое
место
в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные
опасения в связи
с появлением феномена Интернет-зависимости или
Интернет-аддикции.

Постановка проблемы, связанной с массовой
коммуникацией опосредованной
Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века,
а в 90-х
началась исследовательская деятельность и в отечественной
психологической
среде.

Доктор Айвен Голдберг - автор термина
"Интернет-зависимость" (1996
г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую
пагубное
воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую,
семейную, финансовую
или психологическую сферы деятельности". Голдберг
предпочитал использовать
термин "патологическое использование компьютера" (PCU –
pathological
computer use). В настоящее время этот термин употребляется
для более
широкой категории, в которой некто патологически использует
компьютер
вообще, включая виды использования, не относящиеся к
социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется
для обозначения патологического использования компьютера для
вовлечения
в социальные взаимодействия.

Изучая теоретические аспекты феномена
Интернет-зависимости в работах
многих исследователей данной проблемы, мы смогли выделить
некоторые основные
поведенческие характеристики, а также психологические и
физиологические
симптомы.

К основным поведенческим характеристикам относятся:

- Нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время;

- пренебрежение домашними делами, учебой или служебными
обязанностями
и собственным здоровьем;

- разрушение семьи, потеря круга общения из-за
поглощенности Интернетом;

- недостаток физической активности.

Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и
физические симптомы,
характерные для PCU:

К психологическим симптомам относятся:

- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за
компьютером.

К физиологическим симптомам относятся:

- Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки,
связанное с длительным перенапряжением мышц);

- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- Пренебрежение личной гигиеной.

К этому можно добавить часто встречающееся проявление
крайнего раздражения
на отвлекающие факторы "реальной жизни" в момент
нахождения
в киберпространстве.

Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда
зависимость от Интернета
- явление основанное на проявлениях эскейпизма
(т.е. бегства в "виртуальную
реальность" людей с низкой самооценкой,
тревожных, склонных к депрессии,
ощущающих свою незащищенность, одиноких или не
понятых близкими, тяготящихся
своей работой, учебой или социальным
окружением), а наряду с этим - поиск
новизны, стремление к постоянной стимуляции
чувств, эмоциональную привязанность
(возможность выговориться, быть эмпатийно
понятым и принятым, освободиться
тем самым от острого переживания неприятностей в
реальной жизни, получить
поддержку и одобрение); упоминается и
удовольствие ощутить себя "виртуозом" в
применении компьютера для работы в Интернете.

Изучая данный феномен, мы предположили, что у
большинства пользователей
сети Интернет наблюдается повышенный уровень
социальной фрустрированности;
ряд конституционных факторов, выделенных Р.
Кеттеллом, имеют максимальную
выраженность; а так же, личностные особенности
аддиктов могут отличаться
от личностных особенностей людей, не склонных к
аддикции.

В исследовании, проведенном нами, выборку составили
20 человек в возрасте
от 18 до 36 лет, средний возраст 26 лет, 65%
женщин и 35% мужчин, все
с образованием высшим и неоконченным высшим,
городские жители, в большинстве
холостые и незамужние (60%), у 25% есть дети.
40% опрошенных имеют стаж
работы в Интернете от полугода до трех лет,
60% - от трех и более. 60%
респондентов посещают Интернет от 5 до 10
часов в неделю, 35% бывают
в Интернете от 20 до 30 часов в неделю, 5%
бывает в Интернете более 40
часов в неделю.

Применив методику диагностики уровня социальной
фрустрированности Л.
И. Вассермана, мы получили следующие данные: у
10% испытуемых пониженный
уровень социальной фрустрированности, у 25% -
неопределенный, 40% имеют
умеренный уровень, 20% - повышенный и у 5%
очень высокий уровень фрустрированности,
т.е. большая часть испытуемых относится к
группе риска людей, имеющих
психическое состояние напряжения, тревоги,
отчаяния, возникающее при
столкновении человека с непреодолимыми
препятствиями (реальными или воображаемыми)
на пути к достижению значимых целей,
удовлетворению потребностей.

По методике многофакторного исследования личности Р.
Кеттелла нами были
выявлены преобладающие максимальные показатели
по группе факторов: при
высокой интеллектуальности, смелости,
аналитичности и хорошей информированности,
общительности, артистичности, находчивости и
групповой независимости
у респондентов наблюдаются неуступчивость и
самоуверенность, конфликтность
и своенравность, эгоцентричность и ревнивость,
высокая тревожность, сензитивность,
агрессивность.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что
респонденты - пользователи
Интернета – это люди обладающие высоким
интеллектом и умеющие его использовать
в достижении своих целей. Собранность и
сообразительность, абстрактность
мышления и интеллектуальная приспособляемость
дают им возможность вливаться
в виртуальные сообщества и управлять ситуацией
со стремлением к доминированию.
Самодостаточность и высокое самомнение
проявляются нередко в грубости
и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая
тревожность.

На следующем этапе нашего исследования, применив
методику выявления Интернет-аддикции
- шкала "Интернет-зависимость" из опросника
"Поведение
в Интернете", разработанного А. Е. Жичкиной мы
выявили, что: 40%
принявших участие в исследовании не имеют
склонности к аддикции, 55%
склонны к зависимости и 5% явно зависимы от
Интернета.

Из полученных данных, можно увидеть, что большой
процент (65%) пользователей
подвержены состоянию фрустрации (отметим,
что чаще всего реакцией на
состояние фрустрации является возникновением
внутренней тенденции к агрессивности,
которая либо сдерживается, проступая в виде
раздражительности, либо открыто
прорывается в виде гнева и может повлечь за
собой аффект) и при высоких
показателях интеллектуальности и
общительности имеются максимальные значения
по факторам самоуверенность, конфликтность,
агрессивность. Для таких
людей, анонимность и условно безграничные
возможности Интернета являются
той средой, в которой они могут себя
чувствовать свободнее и независимее,
где состояние фрустрированности пропадает,
но при выходе из Интернета
вновь возникает, что и подтверждают данные
полученные с помощью методики
выявления Интернет-аддикции (60%), со всеми
вытекающими психологическими
и физическими симптомами, отмеченными нами выше.

В дальнейшем мы, основываясь на результатах
полученных с помощью методики
выявления Интернет-аддикции А. Е Жичкиной,
разделили испытуемых на две
группы, а именно на группу склонных к
зависимости, куда попали также
и склонные, и группу не склонных к аддикции
пользователей. Сравнив показания
в группах, учитывая данные выявленные по
методике Кеттела, можно заметить,
что склонность к зависимости основывается на
ряде конституционных личностных
факторах, которые у первой группы более
выражены: непринужденность, работоспособность,
стремление к доминированию, упрямство,
неуступчивость, независимость,
общительность, импульсивность,
эгоцентричность, неуверенность в себе,
себялюбие, высокая тревожность, хрупкая
эмоциональность и другие. Имея
в своем багаже такие факторы, люди ищут
общения, потребность в общении
у них очень сильно выражена. Но в реальном
мире, из-за тревожности и
неуверенности в себе, им труднее
устанавливать и поддерживать социальные
контакты, а, учитывая возможности Интернета
для коммуникаций, они могут,
как свободно перейти к общению, так и
свободно его прекратить. Многие
исследователи психологии Интернета отмечают
также, что анонимность общения
в Интернете обогащает возможности
самопрезентации человека, предоставляя
ему возможность не просто создавать о себе
впечатление по своему выбору,
но и быть тем, кем он захочет. То есть,
особенности коммуникации в Интернете
позволяют человеку конструировать свою
идентичность по своему выбору.

Изучение индивидуально-психологических особенностей
людей склонных к
Интернет-зависимости позволяет на
предварительных этапах исследования
сделать предположение, что большая часть из
них испытывает определенный
психологический дискомфорт в реальной жизни.
Например, наличие высокой
тревожности обуславливает склонность к
Интернет-зависимости более 50%
пользователей сети.

Сам феномен Интернет-аддикции постоянно
видоизменяется вместе со стремительным
развитием Интернета и заслуживает
досконального изучения, в том числе
методами психологического исследования,
поскольку за проявлениями зависимости
от Интернета нередко скрываются другие
аддикции либо психические отклонения.

Источник:
Категория: Статьи для каждого | Добавил: Lerka (22 Окт 2012)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
15 Ноя 2024
06:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz