«Эмоциональная компетентность – искусство идентифицировать свои чувства в момент, когда вы их испытываете, и в результате лучше понимать свое поведение и рационально выбирать свои реакции». Это цитата из книги Марши Рейнольдс, всемирно известного коуча и экс-президента Международной федерации коучей. Научиться осознанно проявлять либо не проявлять те или иные чувства куда сложнее, чем научиться строить стратегические планы и формулировать миссию компании. Однако для сотрудника кадровой службы компетентность эмоциональная – необходимая составляющая компетентности профессиональной.
Ни у кого не вызывает сомнений, что эмоции необычайно важны для полноценной жизни человека, для яркости восприятия, для общения. Они являются источником силы и могут превратить рядового исполнителя в харизматичного лидера, излучающего воодушевление и энтузиазм. Все также понимают, что чрезмерные эмоции и их проявления мешают жить и нам, и окружающим. Кто не ощущал в ответственный момент перед публичным выступлением, как язык прилипает к гортани, ноги становятся ватными, а стройные и обоснованные мысли словно улетучиваются? Получается, наша задача состоит в том, чтобы использовать энергию эмоций в нужных целях, обрести эмоциональную компетентность, которая включает в себя ряд компонентов: осознание собственных эмоций и управление ими (эмоциональная устойчивость), а также способность распознавать эмоции других людей и управлять ими. Конечно, сила переживания и проявления эмоций у людей зависит от состояния нервной системы и типа темперамента, но не в меньшей степени на нее влияет воспитание и жизненный опыт. Сразу оговоримся, что эмоционально устойчивым считается не тот человек, кто не испытывает эмоций вообще, а тот, чье эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины, и в его поведении не наблюдается нарушений. Проще говоря, он реагирует на ситуацию уместно с точки зрения решаемой задачи, затрачивает на это необходимый минимум усилий и получает максимально возможное удовольствие от процесса. Именно с тренировки эмоциональной устойчивости начинается развитие эмоциональной компетентности.
Давно известно: если человек достиг какой-либо цели определенным методом или доехал до пункта А определенной дорогой, или собрал головоломку каким-то определенным способом, то велика вероятность, что, добиваясь похожей цели, путешествуя в пункт Б или решая похожую головоломку, он пойдет проторенной тропой. Точно так же наш организм, однажды отреагировав на ту или иную ситуацию, при похожем стечении обстоятельств выдает подобную реакцию. Одни люди легко выражают эмоции, другие – прячут, третьи – и их немало – регулярно подменяют одни эмоции другими. Как выражаете эмоции вы?
Обучение управлению эмоциями сродни искусству укрощения диких зверей. Те, кто когда-нибудь воспитывал животных, знают – путь дрессировщика требует наблюдательности, внимания к повадкам зверя, смелости, открытости, фантазии, настойчивости и желания экспериментировать. А поскольку «натаскивать» придется самое умное и хитрое существо – себя, Человека, – начинаем с наблюдения. Юпитер, ты гневаешься, значит, ты неправ
Знакомая фраза? И что остается делать Юпитеру? Сделать выбор между правотой и правом на эмоции? Или замаскировать свой гнев под другую эмоцию? Ловушка в том, что как бы мы ни маскировали эмоции, организм физиологически реагирует на внешние раздражители, в том числе и на неожиданные изменения ситуации. То есть мы испытываем сильные эмоциональные переживания, вплоть до аффектов. Поэтому первым шагом на пути к эмоциональной компетентности является признание права – своего и других – на эмоции.
Попробуйте вспомнить, какие стереотипы больше всего похожи на ваши убеждения. «Мальчики не плачут» или «Ноешь, как девчонка»? «На работе эмоциям не место» или «Тебя задели – ты слабак»? Установки установками, а реакции реакциями. Производительность труда сотрудника, переживающего серьезные личные проблемы, падает вне зависимости от того, «держит он лицо» или нет. Но если к человеку окружающие относятся с пониманием, есть шанс, что он быстрее вернется к деловой жизни.
Порой нам бывает просто необходимо выглядеть невозмутимо. Это касается как состояния сильного раздражения, так и состояния необыкновенной радости. Ведете переговоры, общаетесь с начальством, проводите собеседование с кандидатом – вы должны уметь контролировать свои эмоции. А что это за эмоции? Казалось бы, странный вопрос, однако практика показывает, что не так-то легко дать четкую формулировку. Поле наблюдателя – от белого до черного
Как работать с эмоциями? Сначала учимся их узнавать и описывать – давать им характеристику, называть своими именами. Вы сердитесь? А как именно, что происходит? Вы кричите, у вас перехватывает дыхание? В словаре синонимов русского языка у этого понятия более двух десятков вариантов окрасок. Сердиться – злиться, беситься, приходить в бешенство, приходить в ярость, разъяряться, злобствовать, свирепеть, досадовать, распаляться, кипятиться, стервенеть, серчать, лютовать, злобиться, яриться, гневаться, таить злобу, быть вне себя, выходить из себя, выходить из терпения, доходить до белого каления, рвать и метать, метать громы и молнии, лезть в бутылку, лопаться от злости, метать икру, иметь зуб, держать на кого-то сердце… Какая из этих эмоций ваша?
Хитрость этого простого упражнения заключается в том, что когда вы ставите перед собой задачу определить, насколько вы сердитесь, вы выпускаете на свободу не зверя, а дрессировщика – внутреннего наблюдателя. Вы когда-нибудь обращали внимание, что при решении очень важной для вас проблемы эмоциональные качели раскачиваются по максимальной амплитуде? Когда вы ожидаете ответа на очень важный для вас вопрос, то начинаете «бегать по потолку»? Когда вам очень надо что-либо сделать, но что-то вам мешает, вы готовы «биться головой об стену»? Как только ваше внимание переключается на наблюдение, например, за ритмом вашего дыхания или дыхания собеседника, за ощущением напряжения или расслабления в мышцах, за мимикой, ваш организм получает сигнал: «ситуация под контролем», и эмоциональное состояние выравнивается. Волшебное оружие дрессировщика
Внутренний наблюдатель с «эмоциональной рулеткой» сильно отличается от того, кто охвачен эмоциями, – у него другая задача и иная свобода действий. Он может измерять, выбирать и регулировать. Так же, как и вы.
В коучинге эмоциональной компетентности часто используется один волшебный вопрос: «Насколько?» Насколько вам нравится кандидат, с которым вы беседуете? Насколько срочно нужно оформить документы? Насколько важно подписать этот контракт? Самое интересное – каким бы ни был ответ, он помогает справиться с ситуацией, только происходит это по-разному.
Например, вам предстоит подписание важного контракта с новым деловым партнером. Если вы сообщаете себе, что этот контракт есть дело всей вашей жизни, то далее следует разработка конкретного плана действий. Осознавая, что встреча требует от вас полной мобилизации, предельной уравновешенности и пристального внимания, вы затрачиваете достаточно усилий на подготовку и страхуете себя на случай непредвиденных рисков. Как говорят туристы: «Нет плохой погоды, есть плохая экипировка». Внутренняя готовность не позволяет эмоциям взять верх над вашей логикой.
Если же вы думаете, что подписание этого контракта не так уж и нужно, что это весьма рядовое событие, значимость ситуации для вас снижается, острота эмоций, соответственно, тоже. А решение все равно принимаете вы. Учимся у великих
Помните из истории, как защищали себя от отравления великие мира сего? Принимали яд в малых дозах. Эмоции могут действовать не хуже яда, так что метод вполне подходящий. Если вы знаете, что вас ждет неприятная или эмоционально сложная ситуация, для облегчения своей «участи» смоделируйте ее. Если тема известна, например вам предстоит сообщить сотруднику об увольнении, имеет смысл заранее «прожить» эту встречу, причем не логически по схеме «он скажет – я скажу», а эмоционально: «он скажет (поведет себя, посмотрит и т.д.) – я почувствую (отреагирую и т.д.)». Вспомните свои эмоции от общения с этим человеком. Проиграйте для себя как наиболее негативный вариант вашего разговора, с наихудшим для вас результатом, так и наиболее успешный. Именно в такой последовательности – сначала негатив, потом позитив. Постарайтесь как можно больше напугать себя и как можно больше порадовать. Подобную «экзекуцию» желательно провести накануне встречи, но не в этот же день. Еще лучше, чтобы роль оппонента взял на себя человек, которому вы доверяете. Попросите его продемонстрировать самые разные реакции и прислушайтесь к своим чувствам.
Что дает этот мини-тренинг? Во-первых, если вы честно проживете весь процесс, вы прочувствуете всю амплитуду эмоций, – это так называемое эмоциональное предвосхищение. Во-вторых, если вы даже мысленно пройдете через эту ситуацию, то заранее увидите эмоциональную оценку возможных исходов. В-третьих – вы получите своего рода эмоциональный иммунитет. И как побочный эффект нащупаете тон и найдете аргументы, соответствующие вашим убеждениям и уверенному внутреннему состоянию. Движемся из прошлого в будущее
В русском языке прошлое – это то, что находится сзади, а будущее – то, что впереди. И кажется, что мы должны хорошо видеть то, что впереди. А вот у некоторых народов все наоборот. Для индейцев, говорящих на языках кечуа и аймара, прошлое находится перед глазами, а будущее – за спиной. Какое это имеет отношение к эмоциональной компетентности? Самое прямое. Все мы родом из прошлого.
Думаю, каждый, кто провел достаточно много собеседований, наблюдал, насколько сильное нервное напряжение может испытывать кандидат. Порой человек буквально балансирует на грани срыва. И это вовсе не значит, что перед вами непрофессионал. Так, в процессе беседы одна из нервных кандидаток искренне призналась, что она испытывает панический страх перед собеседованиями при приеме на работу. Подобные эмоции у нее вызывали экзамены в институте, а в первый раз она их испытала при приеме на подготовительные курсы еще в средней школе, куда ее не приняли из каких-то неозвученных соображений.
Если вы знаете за собой такие реакции, стоит, подобно стойкому индейцу, пристально посмотреть в прошлое, чтобы прочувствовать, чем оно отличается от настоящего и будущего.
Прежде всего необходимо осознать взаимосвязь ситуации и возникновения эмоции. Затем можно, словно путешествуя по линии времени, вспомнить все похожие случаи и отметить момент, когда впервые проявилась эта эмоциональная реакция. Вспомните его в красках, звуках, запахах. Вспомните тогдашние ощущения своего тела, свои мысли. Если что-то в этом воспоминании болезненно, позвольте вашему внутреннему наблюдателю приглушить звук, замедлить или ускорить темп. А затем представьте, что вы такой, какой вы сейчас, наблюдаете за всем происходящим со стороны. Что вы замечаете?
Скорее всего, из нынешней позиции вы увидите что-то новое, иное и в себе, и в других, и в самой ситуации. Именно здесь находится поворотная точка. Возьмите с собой новый обогащенный опыт и скажите себе спасибо за смелость встретиться с собой. Если и возникнет похожая ситуация, то она не будет идентична той. Время, место и действующие люди будут совсем другие, а главное – другим будете вы. И право выбора эмоций будет за вами.