Генеральный директор – кто он? Движущая сила перемен к лучшему? Координатор? Исполнитель воли акционеров? Или исполнитель воли коллектива?
В попытках понять, чем же должно заниматься первое лицо компании, мы сопоставили организацию и компьютер. Если генеральный директор «раздает всем пинка» – то он, несомненно, центральный процессор. А кто же еще? С уверенностью в этом работают многие фирмы. Еще популярна мысль, что ГД (генеральный директор) – это так называемый chipset, или контроллер шины. «Шиной» называют в компьютере собственно всю совокупность проводов от одного блока к другому. Давая те или иные полномочия разным блокам (отделам, задачам), ГД направляет информационные, материальные, финансовые ресурсы для решения той или иной задачи. Задачу «дать пинка» в этом случае выполняет секретариат и развитая система коммуникаций.
Есть еще интересный взгляд на деятельность ГД. Он может являться хранителем традиций компании, ее корпоративного духа. А где находится корпоративный дух, когда рабочий день закончен? Ведь потоки информации иссякли, и все разошлись по домам? Очевидно, что дух присутствует только тогда, когда фирма работает, когда заняты делом все ее сотрудники. Но тогда получается, что ГД – это BIOS организации, т.е. программа. Утром компания «загружается», и BIOS фирмы конфигурирует систему взаимодействий на целый день. Формирует такую же, как вчера, или вносит изменения (приказы), которые начинают действовать с момента подписания и до их отмены следующими приказами, а не только до завершения рабочего дня.
Интересен этот взгляд тем, что ГД в ней – не лицо, а программа. То есть его самого может и не быть «с нами», но его инструкции действуют, и без него бизнес может двигаться вперед. Да, но только по прямой, как самолет на автопилоте: ни сесть, ни обогнуть гору он не может.
В нашей небольшой статье мы предлагаем несколько иной взгляд на роль генерального директора. Нам кажется, что все перечисленные точки приложения его сил – не главное в его деятельности, этим могут заниматься и другие люди. Что же должен и может делать именно он?
В замечательной книге «Жизненный цикл корпораций» Ицхак Адизес пишет о том, что основной функцией топ-менеджмента должна быть интеграция. Под интеграцией он понимает объединение всей компании некими общими ценностями, каковое (объединение) и должно курировать первое лицо фирмы, в том числе и формулируя цели бизнеса. Однако зачастую СЕО слишком самонадеянны. Они формулируют ценности, стратегические цели, что называется, «от фонаря», т.е. опираясь лишь на свое (а на чье же еще?) видение. По следам таких действий написана замечательная книга Сидни Филькенштейна «Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций», которую мы очень советуем вам прочесть.
Сейчас же отметим тот факт, что объединительная функция не сможет быть эффективно осуществлена одним человеком или управленческой командой. Их для этого просто мало. А вот «поставить» процесс интеграции ГД вполне даже может! В каких же областях она возможна? Ниже в таблице написаны области возможной интеграции и суть интегрирования для ГД.