Существует категория слушателей, обожающих перебивать оратора, разговаривать во время его выступления, забавляться с мобильным, считать ворон... Этот список можно продолжить. Да и мы с вами тоже нередко бываем вредными слушателями. Возьмем, к примеру, скучное выступление. Мы сидим, пытаясь хоть чем себя развлечь. Мы – вредные слушатели поневоле. Ведь мы не желаем ничего плохого оратору, нам просто скучно-о-о! Но мы пассивно уже мешаем оратору.
Вредных слушателей можно условно разделить на 3 категории:
Человек пришел вас послушать, но видит, что тема не столь интересна, как ему того хотелось. Вместе с тем, как человек вежливый, он не хочет вам мешать и просто сидит в сторонке, занимаясь своими делами. Например, переписывается с любимым человеком или другом. Впрочем, может быть, и такое: он только что от зубного и поэтому у него такое кислое лицо. Вам это нужно? Оратору нужно ПОЛНОЕ внимание аудитории. Чтобы даже не заинтересованный темой человек его слушал. Ведь не исключено, что пассивный слушатель после хорошей грамотной речи, произнесенной вами, может заинтересоваться какими-то деталями вашего выступления и проявит внимание к теме в целом.
2. Активные вредные слушатели
Я ХОЧУ ВНИМАНИЯ! Я ХОЧУ ВНИМАНИЯ! Я ХОЧУ ВНИМАНИЯ! Вот о чем говорит весь вид человека, который ведет себя вызывающе, нагловато, позволяя себе перебивать вас и спорить с вами. И вовсе не обязательно, что он, осознано или неосознанно, хочет испортить ваше выступление. Активный вредный слушатель – это тот, кто задает ОЧЕНЬ много вопросов, часто не по теме, перебивает вас и всячески ест ложками ваше время. Ему, может быть, искренне интересен сам процесс его «активного участия» по теме, и он не желает вам плохого. Но очень мешает в изложении темы. Оратору важно помнить, в большинстве случаев ни пассивные, ни активные вредные слушатели ничего не имеют против него и его выступления.
3. Невменяемые вредные слушатели
Прошу меня простить за такое определение. Сейчас поймете, почему я использовал именно его. Прежде всего, замечу, что невменяемые вредные слушатели не сродни сумасшедшим. Это те люди, которые имеют на вас зуб и пытаются целенаправленно уничтожить ваше выступление. Может быть, они не согласны с идеей, имеют что-то против вас или очень хотят выделиться. Но они делают всё для того, чтобы вы провалились. Они мешают не только вам, но уже и порядком допекли всю аудиторию.
Что делать с этими тремя категориями?
Общие правила работы с вредными слушателями
1) Спаси себя
У спасателей и работников чрезвычайных служб есть инструкция – в первую очередь обеспечить СВОЮ безопасность. Ведь, если вы не можете спасти себя, как вы спасете других? Поэтому, если в зале есть вредные слушатели, убедитесь, что вы чувствуете себя достаточно уверенно, прежде чем начинать их переводить в позитивных слушателей. Осмотритесь. Найдите слушателей, которым интересно ваше выступление. Сосредоточьтесь на них. Рассказывайте свой материал именно им (не нужно полностью игнорировать вредных слушателей, главное, не заостряйте на них внимание). Одновременно применяйте приемы снижения страха и волнения. Ваша основная задача – донести материал тем, кому он интересен, а не бороться с вредными слушателями. Подпитывайтесь позитивом от внимательных слушателей.
2) Начали Вы готовы? Тогда ПОЕХАЛИ. Вы достаточно уверены в себе? Вы способны спокойно рассказывать свою тему? Тогда пора начинать превращение. Из вредных слушателей будем делать полезных.
Правило А . Только позитивные интонации. Ни в коем случае не нападайте, не орите и не злитесь на вредных слушателей. В вопросе плохих эмоций они вас обставят в 2 счета. А любые вещи, сказанные с доброй интонацией, будут слушать гораздо внимательнее.
Правило Б . Уделяйте чуть больше внимания вредным слушателям с помощью своего взгляда, жестов, перемещений. Они должны почувствовать, что тема важна, интересна и что вы рассказываете ее именно ИМ. Так что на полную используйте взгляд, перемещения, жесты, свой голос.
Правило В . Если есть возможность, называйте людей по имени – это очень привлекает внимание людей. Задавайте вопросы адресно.
Правило Г. Часто всё, чего хочет вредный слушатель, – это чуть больше внимания к своей особе. Предложите ему помочь вам, вовлеките его в какую-то игру, дайте возможность высказаться (под вашим контролем, разумеется), и он станет вашим самым преданным союзником.
Правило Д. Часто можно встретить ситуацию, когда несколько человек «отдыхают», не занимаются делом и т.п. Не станете же вы прилюдно их отчитывать? Есть простая фраза "Как я вижу, некоторые в нашей аудитории не записывают. Очень хорошо, значит, у них очень хорошая память". Главное, всегда говорить ТОЛЬКО с доброй интонацией.
N.B. Если у вас не получается, то возвращаемся к пункту № 1 и начинаем всё сначала. Помните, вредные слушатели далеко не всегда хотят вам навредить. Поэтому будьте добры и терпеливы.
Вот эти простые 5 вещей помогут вам превратить вредного слушателя в полезного.
Немножко о невменяемых слушателях. Примерно 1 раз на 100 выступлений вы встретитесь с таким человеком, который целенаправленно мешает всем вокруг. Дождитесь момента, когда он будет мешать не только вам, но и окружающим и... как ни прискорбно, но вам придется попросить его удалиться. И если вы верно все посчитали, то аудитория вздохнет с облегчением, а не будет считать вас тираном. Если же вы не можете вывести человека из зала – заручитесь поддержкой своих слушателей. Будучи под давлением всего зала, такой слушатель сам успокоится или же уйдет.
Желаю вам качественных и красивых выступлений, чтобы использовать эти приемы приходилось как можно реже!