Четверг, 25 Апр 2024, 23:45
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Трудовые права педагога-психолога
Продолжительность рабочего времени

Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.

Каждое образовательное учреждение (далее – ОУ) с учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее – Положение).

Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п. 8.1. Положения).

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Федерации). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации.
Должность "педагог-психолог"

Наименование должности "педагог-психолог" появилось не сразу.

Первоначально (на основании письма Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированного письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/13т) было разрешено в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования вводить в штаты детских садов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должность "психолог" при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направлению "Психология", или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации данного указания в отдельных случаях именовали психологов "практическими психологами".

Следует отметить, что ни то, ни другое наименование должности впоследствии оказалось неприемлемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) оплата труда по таким должностям предусматривалась лишь на уровне 6–11 разрядов даже при наличии высшего профессионального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7–14 разрядов.

С тем чтобы не допускать ущемления прав отдельных категорий работников и оттока их из детских садов и школ при введении ЕТС, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.01.1993 № 21) должны были привести наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотренными тарифно-квалификационными характеристиками.

Так, должности "психолог", "практический психолог" переименовывались в должность "педагог-психолог", для которой в дальнейшем были определены продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и некоторые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.

Принадлежность педагогов-психологов к педагогическим работникам в настоящее время закреплена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" и от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”").

Квалификационные характеристики должности "педагог-психолог"

Квалификационные характеристики утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ, в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством(подп. "е" п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры").

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.

Продолжительность отпуска

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724).

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:
в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;
специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;
специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;
ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;
учреждениях начального и среднего профессионального образования;
учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
психологических службах системы образования;
учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 ("О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”").

Несмотря на то что должность "педагог-психолог" включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности "педагог-психолог" засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности "педагог-психолог" не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.

Нормативы для введения должности "педагог-психолог"

Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вводить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось.

Вместе с тем в некоторых учреждениях, для которых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности "педагог-психолог" уже предусматривался.

Так, в нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), должность "педагог-психолог" предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности.

Примерными штатными нормативами (утвержденными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоящего из I–XI(XII) классов и дошкольных групп, устанавливается при наличии специалиста, имеющего специальное психологическое образование.

Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматривается различный норматив должности "педагог-психолог". Например, одна должность "педагог-психолог" в ДОУ предусматривается на 4 группы.

Вместе с тем каким бы ни был установленный штатный норматив по должности "педагог-психолог", это не означает, что ОУ не могут его изменять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреждения, в связи с чем оно вправе действовать по данному вопросу самостоятельно в пределах имеющегося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ "Об образовании").
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 1852 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
23:45


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz