Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.
Каждое образовательное учреждение (далее – ОУ) с учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее – Положение).
Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п. 8.1. Положения).
Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Федерации). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации. Должность "педагог-психолог"
Наименование должности "педагог-психолог" появилось не сразу.
Первоначально (на основании письма Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированного письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/13т) было разрешено в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования вводить в штаты детских садов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должность "психолог" при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направлению "Психология", или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации данного указания в отдельных случаях именовали психологов "практическими психологами".
Следует отметить, что ни то, ни другое наименование должности впоследствии оказалось неприемлемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) оплата труда по таким должностям предусматривалась лишь на уровне 6–11 разрядов даже при наличии высшего профессионального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7–14 разрядов.
С тем чтобы не допускать ущемления прав отдельных категорий работников и оттока их из детских садов и школ при введении ЕТС, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.01.1993 № 21) должны были привести наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотренными тарифно-квалификационными характеристиками.
Так, должности "психолог", "практический психолог" переименовывались в должность "педагог-психолог", для которой в дальнейшем были определены продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и некоторые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.
Принадлежность педагогов-психологов к педагогическим работникам в настоящее время закреплена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" и от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”").
Квалификационные характеристики должности "педагог-психолог"
Квалификационные характеристики утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.
Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Дополнительная оплачиваемая работа
В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ, в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.
Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством(подп. "е" п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры").
Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.
Продолжительность отпуска
Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724).
Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается: в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста; специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских; учреждениях начального и среднего профессионального образования; учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; психологических службах системы образования; учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.
Досрочная трудовая пенсия
В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 ("О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”").
Несмотря на то что должность "педагог-психолог" включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением.
Установлено, что работа в должности "педагог-психолог" засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка).
Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности "педагог-психолог" не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.
Нормативы для введения должности "педагог-психолог"
Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вводить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось.
Вместе с тем в некоторых учреждениях, для которых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности "педагог-психолог" уже предусматривался.
Так, в нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), должность "педагог-психолог" предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности.
Примерными штатными нормативами (утвержденными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоящего из I–XI(XII) классов и дошкольных групп, устанавливается при наличии специалиста, имеющего специальное психологическое образование.
Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматривается различный норматив должности "педагог-психолог". Например, одна должность "педагог-психолог" в ДОУ предусматривается на 4 группы.
Вместе с тем каким бы ни был установленный штатный норматив по должности "педагог-психолог", это не означает, что ОУ не могут его изменять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреждения, в связи с чем оно вправе действовать по данному вопросу самостоятельно в пределах имеющегося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ "Об образовании").