1) Справочно-информационная (знакомство с требованиями профессий и соответствующими учебными заведениями, профессиографическая информация). Информационная профконсультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции педагога: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого. Такая консультация предполагает использование педагогом различных справочников и описаний профессий в виде профессиограмм. 2) Диагностико-корректирующая (не столько для определения соответствия школьника профессии, сколько для выработки стратегии подготовки к ней с учетом его реальных возможностей). Диагностическую профконсультацию проводят педагоги-психологи. Цель диагностики — активизация процесса самопознания, изучение индивидуально-личностных особенностей учащегося и профконсультационной ситуации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство учащегося с ее результатами и рекомендации педагога-психолога следующего плана: - как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности; - от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям. Педагогу-психологу необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если педагог-психолог сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п. Такие тренировки дают возможность учащимся освоить способы развития необходимых способностей. Педагог-психолог должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер. Коррекционная работа проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма. Проблемы, которые приходится решать педагогу на коррекционном этапе, относятся к пониманию профессии («Образ профессии»), к самопониманию («Образ Я») и к осознанию себя в профессии («Образ Я в профессии»). При необходимости, вносятся коррективы, способствующие повышению уровня самооценки и самоотношения, уверенности в реализации профессиональных намерений. 3) Формирующая (научить учащегося самостоятельно и осознанно выбирать профессию). Процесс профессионального самоопределения, понимаемый как конструирование профессиональной Я-концепции через осознание своих потребностей, способностей, ценностей профессионального труда, конкретизируется в профессиональном плане учащегося, формирование которого требует определенной внутренней готовности и является итогом совместной деятельности выбирающего профессию и педагога. Предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет выпускнику сформировать обоснованный и реальный профессиональный план. 1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы в данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основных вариантов. Конкретная профконсультационная работа зависит не только от цели профконсультации, но и от возраста учащегося. Ранняя (детская) профконсультация проводится заблаговременно, когда до выбора профессии есть еще несколько лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), но не исключает совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного в каких-то видах труда. В такой профконсультации можно использовать и диагностические методики, но не столько для составления профессиональной рекомендации, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Консультация подростков за несколько месяцев до выбора профессии (в выпускных классах) предполагает конкретизацию их профессиональных интересов, а также путей подготовки к профессии и поступлению в соответствующее учебное заведение. Главное — определение, коррекция, а по возможности, и формирование у выпускника умения самостоятельно намечать дальние, ближние и ближайшие профессиональные цели с учетом возможностей и перспективы их развития, а также согласовать профессиональные цели с другими целями жизни.