Понедельник, 06 Май 2024, 03:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Составляющие части эффективной профконсультации
В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога-профконсультанта с клиентом в консультационном процессе:

1. Диагностико-рекомендательную консультацию, основанную на предварительной профдиагностике клиента и последующей выдачей ему рекомендаций о профпригодности.

2. «Свободную беседу», когда вопросы обсуждаются в свободном стиле.

3. Этапы классической индивидуальной профконсультации:

- установление контакта с клиентом;

- уточнение запроса клиента и его формулирование (важно выяснить, что знает клиент о мире профессий, о самом себе, чего хочет, сформирован ли профессиональный личный план);

- диагностический этап. Можно использовать в зависимости от запроса клиента: ДДО, Опросник Голланда, ОПГ, личностные опросники, активизирующие методики Н.С.Пряжникова…

- выдача рекомендаций клиенту о выборе конкретной профессии или группы профессий, о выборе образовательной траектории, о выборе образа жизни.



Основные действия профконсультанта:

- провести по специальной программе вводную беседу;

- выявить профессиональные мотивы клиента;

- выявить конкретные проф. Интересы;

- рассмотреть состояние здоровья оптанта;

- обратиться к соответствующей справочной литературе;

- найти в справочнике профессии, пользующиеся спросом;

- расширить у оптанта знания о профессиях (найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях);

- определить специфику требований выделенных профессий к работнику;

- определить соответствие мотивов оптанта с потребностями в выявленных профессиях со стороны общества;

- провести психодиагностическое обследование;

- повысить уверенность оптанта в правильности сделанного выбора;

- убедиться в положительном эффекте проведенной работы.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультации и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

ПОЭТАПНАЯ СХЕМА ПРОФКОНСУЛЬТОРОВАНИЯ

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:
Подготовительный этап. Его цель - предварительный сбор информации о клиенте консультирования. Основная задача консультанта на данном этапе — составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Психолог-консультант может выдвинуть на основе имеющейся информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в самой консультации.

Первый этап консультации предполагает общую оценку ситуации консультирования по следующим позициям:
1. Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к консультации и психологу;
2. Насколько условия консультирования (временные, информационно-справочная и методическая оснащённость) позволяют решать те или иные проблемы.
3. Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту.
На первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах клиента.
Основная задача консультанта — помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".
С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством.
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям:
Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится.

Вероятные проблемы:

- дефицит информации о конкретных профессиях;

- возможностях их получения;

- неадекватная оценка своих способностей и возможностей;

- затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов;

- незнание путей подготовки к профессии;

- сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать "независимое" заключение консультанта);

- внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.

Если консультант видит сопротивление со стороны клиента важно понять его причины. Возможно, оно связано:
а) с вынужденным участием в консультации под давлением со стороны;
б) усталостью клиента;
в) переносом на личность консультанта негативного отношения к другим взрослым и т.п. В этом случае необходимо сделать паузу и задать ряд вопросов на прояснение возникшей ситуации, используя технику «Я - высказывания». Например: «Глядя на то, как вы включились в работу, я чувствую, есть что-то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?».
Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.
Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.
Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание.

Второй этап. На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.
Основная задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап особенно важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с клиентом. Если на первом этапе консультант пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе - глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.
Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико - рекомендательная, диагностико - корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).
Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем использования различных методик (тестов).
Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах.
Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными средствами общения, его способности укреплять в себе положительное отношение к каждому консультируемому, вселять в него уверенность в собственных силах. Здесь задача психолога - помочь клиенту изменить установку «я - не могу» на позицию «у меня всё получится».

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.
При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:
• анкетные даны;
• общие выводы по предварительным данным;
• первоначальное понимание клиентом своей проблемы;
• профконсультационная гипотеза консультанта;
• совместно определённая цель;
• шаги, предпринятые дли достижения цели;
• итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом;
• примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).
Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 1379 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
06 Май 2024
03:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz