Понедельник, 06 Май 2024, 05:15
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

рофконсультирование — один из методов активизации процесса профессионального самоопределения учащихся
Профессиональная консультация в системе профориентации является одним из важнейших звеньев профориентационной работы. В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся, в решении проблем выбора профессии или определения профиля профессионального обучения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и реальной ситуации на рынке труда.
Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального взаимодействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Задача педагога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним относятся:
1. Расcогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
2. Представления о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, не соответствуют личным ценностным ориентациям.
3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.
4. Неадекватная самооценка.
Решение любых психологических проблем связано с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самопознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей и способностей. Поэтому для решения проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего он сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Профессиональная консультация в условиях общеобразовательной школы — это целенаправленное руководство деятельностью подростка по развитию профессионального самоопределения на основании изучения его индивидуальных особенностей. Профконсультация проводится с учащимися, начиная с седьмых классов и до конца обучения в школе. Профконсультации должно предшествовать длительное изучение личности учащегося, которое начинается уже в начальной школе и ведется на протяжении всех лет обучения. Такое изучение личности учащегося в процессе его профессионального самоопределения предполагает сбор общих сведений об учащемся, сведений о его семье; составление медицинской характеристики в связи с выбором профессии; оценку его успеваемости по предметам; изучение интересов и склонностей учащегося к различным областям знаний и деятельности; его способностей, особенностей психических процессов; определение мировоззренческих установок школьника, мотивов выбора профессии; наблюдение за свободно избираемой деятельностью учащихся, их занятиями в свободное время. Изучение процесса профессионального самоопределения подростков проводится с помощью анкет о профессиональной направленности личности ученика; анкет самооценки; анкет для родителей; карт интересов; данных наблюдений профессиональных интересов и склонностей учащегося, анализа результатов его деятельности, заносимых в профориентационные карты учащихся по годам обучения.
Успех профконсультации во многом зависит и от активной работы школы в таких направлениях, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и организация деятельности школьников по развитию их склонностей и способностей.
Цель профконсультации — оказание помощи в принятии осознанного решения при выборе профессии и выработке основных путей и способов получения выбранной профессии. Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд задач. Эти задачи могут быть разными в зависимости от вида профконсультации.
Виды профконсультаций: медицинская, справочно-информационная, психолого-педагогическая.
Медицинская профконсультация направлена на решение вопросов, касающихся соответствия состояния здоровья и предпочитаемого вида труда. Медицинская профконсультация проводится врачом заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых профессией к человеку.
Справочно-информационная профконсультация создает информационную основу процесса профессионального самоопределения: сведения о характере, условиях и содержании труда той или иной профессии, о путях получения профессии, сведения об учебных заведениях города, условиях поступления, сроках обучения, перспективах профессионального роста. В процессе справочно-информационной консультации молодые люди получают сведения о возможностях продолжения образования и трудоустройства. В связи с этим школьный кабинет профориентации должен быть обеспечен соответствующей справочной и профессиографической литературой.
Психолого-педагогическая профконсультация может носить разный характер: диагностический, формирующий, корректирующий и воспитательный. Диагностический характер профконсультация носит при решении такой задачи, как изучение особенности личности (интересы, склонности, способности, мотивы выбора профессии, уровень знаний, черты характера и т. д.) с целью выявления их соответствия избираемой профессии. Одна из существенных задач профконсультации — формирование адекватной самооценки, позволяющей школьнику отнестись к себе критически, правильно соотнести свои способности с профессиональными требованиями. При явном несоответствии выбранной профессии возможностям школьника и потребностям рынка труда необходимо проводить коррекцию неадекватных установок. Это может быть искаженное представление о профессии, неадекватная самооценка, эмоциональная фиксация на какой-либо профессии, неумение принимать самостоятельные решения и т. д. Процесс коррекции требует большого терпения и такта. Необходимо устранить причины неадекватного выбора: дать полную и точную информацию о профессии, указать на «цену» овладения профессией, показать последствия неверного выбора и т. д. Воспитательный характер профконсультации заключается в том, чтобы ученик становился активным субъектом выбора. Педагог может контролировать ход решения проблемы, указать на неучтенные моменты, показать пути овладения профессией, но решение должен найти сам выбирающий. Педагог не может (т. к. очень часто проблема не имеет однозначного решения) и не должен (т. к. человек — хозяин своей судьбы) давать готовое решение.
Роль профконсультации заключается в том, чтобы помочь ученику действовать осознанно и самостоятельно. Это достигается путем развития поисковой активности и повышения уровня самосознания учащегося как будущего субъекта труда. Педагог должен поставить перед собой цель сформировать у ученика умение ориентироваться в ситуации выбора профессии, а для этого необходимо их тесное взаимодействие.
По форме проведения профконсультация для учащихся может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Коллективная профконсультацияпроводится на большую аудиторию учащихся в виде лекции или беседы по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по предмету, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования, предъявляемые профессией к человеку, характеристика слагаемых успешного выбора), «Важность и трудность выбора профессии», «Типичные ошибки при выборе профессии», «Здоровье и выбор профессии», «Пути получения образования» и т. п.
Групповая профконсультация проводится для учащихся с одинаковыми профнамерениями и предполагает сообщение конкретных сведений о возможностях получения образования, об учебных заведениях, о правилах приема, продолжительности и условиях обучения и т. д. Групповая профконсультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня компетентности в вопросах выбора профессии.
По целевому признаку групповые профконсультации подразделяются на справочно-информационные и диагностические.
Основная цель групповой справочно-информационнойпрофконсультации — активизация процесса профессионального самоопределения личности, просвещение по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько основных задач:
- сформировать положительную трудовую мотивацию;
- сформировать адекватное представление о профессиях;
- сформировать представление об особенностях и способностях личности;
- выровнять престиж профессий;
- дать информацию о ситуации на рынке труда;
- дать информацию об учебных заведениях.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
06 Май 2024
05:15


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz