В последние десятилетия в России и в ряде других развитых стран значительно возросло число разводов: распадается каждый третий брак. В Башкирии не сохраняются 70% браков. По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья - неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 миллионов детей или 13% от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовения и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи. Аналогичные цифры получены на основе общих демографических сведений в других странах, в том числе в США, где количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, в 90-е годы возросло до 60%, а также Англии, Австрии.
Какие ассоциации возникают у Вас при слове «развод?»
В массовом сознании развод часто рассматривается как негативное явление и ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Вместе с тем развод может играть и позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблем между супругами, способствует эмоциональному росту и "моральному возрождению" обоих супругов. Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода в 70-86% случаев были и являются женщины. В то время как, например, в США женщины возбуждают бракоразводные дела только в 15% случаев. Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин - до 30 лет. Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины чрезвычайно тяжело разводятся. В Ростове и Ростовской области были проведены исследования, в которых изучались представления соотечественников о причинах, по которым люди продолжают жить с нелюбимым и нежеланным супругом. По мнению опрошенных причины продолжения неудавшегося брака различны:
- "ответственность" за семью, за детей;
- надежда на улучшение взаимоотношений;
- религиозные запреты;
- нежелание признать, что брак не удался, а это многими воспринимается как синоним неудавшейся жизни.
Однако основной причиной остается страх невосполнимой потери, опасение остаться вне брака вовсе, связанный с выраженной психологической зависимостью от супруга и низкой самооценкой. Незрелые чувства опрошенных наиболее часто воплощались в такие слова: "Лучше хоть что-нибудь, чем ничего!", "Хоть такого рядом иметь..." Развод действительно ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов. Оба бывших партнера независимо от того, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми. Специфически женским последствием развода является чувством вины. Если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это внутреннее чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственников, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев может спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с последующим развитием невротической личности. Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем:
- экономические трудности;
- дефицит времени;
- ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности.
Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода:
- свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся;
- отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимости ухода за ним;
- возможность свободно регулировать свою личную жизнь;
- общение с детьми.
Многие из этих женщин отмечают улучшение представления о себе самой. Однако в целом женщины тяжелее освобождаются от эмоциональной привязанности к бывшему супругу, их актуальное состояние гораздо чаще требует профессиональной помощи психолога либо психотерапевта. В отличие от женщин российские мужчины в целом гораздо легче переживают чувство вины и разрыв психологической зависимости. Психологическое состояние большинства разведенных мужчин в значительной степени, чем состояние большинства женщин в подобных условиях, может быть описано известной фразой "С глаз долой - из сердца вон". Хотя известны случаи тяжелого и достаточно длительного переживания факта развода мужчинами, которые потребовали профессиональной помощи психолога. Состояние этих мужчин в значительной мере усугублялось вынужденным прекращением их контактов со своими детьми. Но это, скорее, исключение, чем правило.