Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушений
В период развития демократического общества, введения новых информационных технологий и становления рыночных отношений резко возрастают противоречия между повышением благосостояния, ролью в социально-политической и экономической жизни общества одной категории граждан и резким понижением социального статуса другой категории людей. В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. Одним из главных структурных звеньев в этой деятельности является общеобразовательное учреждение. В традиционной методике правового воспитания подростков в школе есть свои положительные результаты, но педагогам следует помнить, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения в образовательный процесс новых технологий и методик. В идеальном варианте работники образования и органы ювенальной юстиции должны опережать тенденции подростковой преступности в методах ее профилактики. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков» Прежде чем вести профилактическую работу, необходимо выявить причины подростковой преступности или правонарушений подростков, психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушителей. По мнению опытного социального педагога Л. В. Савченко, существуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений 1шреступлений. К10 - 12годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино - и - видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К14 - 16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он (подросток) убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения — это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18—20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более — суждений. Возрастные особенности несовершеннолетних не ограничиваются особенностями формирования суждений, убеждений, мировоззрения или характером взаимодействия жизненных установок и ценностных ориентации. Важно и то, что в подростковом возрасте действуют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как тяготение к обществу себе подобных, подражание, чем и объясняются многие, порой огорчающие взрослых, поступки несовершеннолетних. Это естественные для их возраста поступки. Взрослым необходимо помнить, что подросток неосознанно, но постоянно определяет - что можно, а что нельзя. Только среда и ситуация дают ему сигнал — что можно, а где предел. Еще более важен рефлекс, которому даже трудно подобрать название, но который, бесспорно, существует, — это возрастное стремление к авантюре, к «социальному эксперименту» («Авось, пронесет», «Интересно, что будет?») Например, подросток знает, что бросать камни в окна электрички нельзя, но бросает. Часто этаком поведении подростков наблюдается не только хулиганство, но и стремление испытать приключение. Если среда не ответила быстрым возмездием, то установка «искать приключения» подобным образом закрепится. Наиболее общими личностными характеристиками «трудных» подростков, по мнению Л.В. Савченко, являются следующие:
• Стойкая изоляция от учебного коллектива. Например, ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает «не успевать». А если у него к тому же несформированное прилежание? Ему ставят двойки, учителя его ругают, родители тоже. Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И вдет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть. • Примитивизм интересов и потребностей. Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у малолетних правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и т. п. фиксируется не менее чем у двух третей лиц, совершивших преступления. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Популярностью пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3—4 раза реже, чем подростков с позитивным поведением. При организации правового воспитания каждому педагогу тем более классному руководителю, необходимо помнить о вышеперечисленных психолого-педагогических-особенностях подростков.