Воскресенье, 05 Май 2024, 11:50
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Профессиональная ориентация между прошлым и будущим профильным обучением
Проблема профессионального самоопределения и подбора профессии, работы имеют объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции на внешние объекты, переработки (осознания) информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3-4 раз; выявлены также значительные, порядка 1120 вариаций темперамента и характера в рамках таких черт, как вспыльчивый — спокойный, внимательный — рассеянный, общительный — замкнутый, злопамятный — отходчивый, отзывчивый — черствый и т.п. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий. Они, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, свои требования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма и профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенности трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.
Перед каждым выпускником школы стоит проблема: «Кем быть?». И важно решить ее правильно, с учетом и своих интересов и склонностей, и интересов государства, т.е. потребности рынка труда в тех или иных специалистах, так как если не учитывать этот критерий, то очень легко можно оказаться «дипломированным» безработным. Как говорит статистика, сегодня среди безработных - каждый второй молодой человек в возрасте до 30 лет, каждый пятый — выпускник школы. Президентом и правительством принимается ряд мер, направленных на стабилизацию и снижение уровня безработицы.
В связи с этим важной социально-экономической задачей является создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающей всю территорию республики и обеспечивающей молодежи равные возможности получения профориентационных услуг.
Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Однако в школе не выработана система профориентационной работы. Можно сказать, что эта работа со школьниками осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательным отраслям». Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком да к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно со всем этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Здесь нужна системная целенаправленная работа еще на этапе допрофильной подготовки, т.е. в базовой школе, которая и должна помочь учащемуся разобраться в себе, выявить свои профессиональные предпочтения, сформировать интерес к нужной обществу профессии, помочь определиться с путями получения профессионального образования. Такой системой является профессиональная ориентация как научно обоснованная система государственных мероприятий, направленная на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении.
Если начать проводить системную профориентационную работу в базовой школе, то к моменту перехода в старшую школу и выбора профиля для продолжения образования у ученика уже будут сформированы стойкие профессиональные предпочтения.
Выбор профиля будет проходить осознанно: не только в соответствии с интересами школьника, но с учетом и его психофизических возможностей, и потребностей рынка труда.

В чем же заключается суть профориентационной работы?

Ее задачи полностью совпадают с задачами общеобразовательной школы, обозначенными в Законе об образовании. Это подготовка учащегося к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Она может быть представлена в виде схемы:

и включает следующие виды профориентационной деятельности:
· профессиональную информацию. Она предполагает полное и всестороннее знакомство учащихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору. Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором этой работы должен быть классный руководитель. А вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения;
· профессиональное воспитание — включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников. Это направление профориентационной работы предполагает в качестве основного повышение эффективности учебной работы, вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Ведь неоспоримо, что только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе
· профессиональная консультация — научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. Она основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. Профессиональная консультация проводится с целью помочь старшекласснику как бы «примерить» интересующие его профессии на себя, удовлетворения интереса школьника к конкретной специальности (к ее содержанию, требованиям к качествам личности и учету противопоказаний для выполнения той или иной работы). В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог. Профессиональную консультацию можно получить у профконсультантов службы занятости, либо в отделе профориентационной работы г. Минска РЦПОМ.
· профессиональная диагностика — пожалуй, главный элемент профориентации. Без нее не могут функционировать ни профессиональная консультация, ни профессиональное воспитание, а тем более профессиональный отбор. Профессиональная диагностика занимается изучением личности школьника, процесса роста, формирования качеств, способностей и интересов. Это фундамент, на котором формируется профессиональное самоопределение личности. Работа эта проводится на протяжении всего периода школьного обучения классным руководителем и педагогом-психологом с помощью разнообразных методик. С учащимися 7-11-х классов проводить ее можно с помощью опросников и анкет, достаточно апробированных и информационных, а также профориентационной карты, разработанной специалистами РЦПОМ
Эти четыре составляющих системы профориентационной работы являются главными для школы. Но и о профессиональном отборе, и о профессиональной адаптации, и о рынке труда выпускники школ должны иметь представление.
· профессиональный отбор — выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Работа по профессиональному отбору является весьма трудоемкой и сложной, требует специальной подготовки в области физиологии, психологии, ме­дицины, педагогики. Этот элемент профессиональной ориентации используется при приеме на работу и выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Но школьникам важно знать об этом, чтобы целенаправленно формировать в себе качества, необходимые для работы по избранной специальности.
· профессиональная адаптация — активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и осо­бенностям конкретной ситуации. Успешность профессиональной адаптации явля­ется одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эф­фективности всей профориентационной работы. Следовательно, умелое сочета­ние всех компонентов профориентации служит основой для научного выбора профессии.
Тем более, что формы и методы профориентационной работы могут органично входить в систему учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе. Это логически вытекает из функций каждой составляющей системы профориентации:

I. Профессиональная информация

1. Беседы, лекции, телерадиопрограммы профориентационной тематики.
2. Кинолекторий о профессиях.
3. Экскурсии на предприятия и учреждения, профессионально-технические учебные заведения.
4. Встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми рабочими, руководителями предприятий.
5. Профессиографические материалы, рекламные проспекты учебных заведений, предприятий и учреждений различной формы собственности.
6. Сборники справочных материалов об учебных заведениях различного уровня.

II. Профессиональное воспитание

1. Трудовое обучение.
2. Тематические родительские собрания, педсоветы.
3. Организация предметных кружков, факультативов, кружков по интересам.
4. Школьные тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы.

III. Профдиагностика

1. Медицинские осмотры (медицинские осмотры учащихся проводятся с целью выявления отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и лечения, а также установления возможных ограничений по медицинским показаниям для определенных видов трудовой деятельности).
2. Психодиагностическое тестирование.
3. Профориентационная карта.

IV. Профконсультация

1. Изучение профессиональных планов школьников путем анкетирования.
2. Индивидуальная беседа с профконсультантом.
3. Рекомендации о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями школьника и о возможных путях ее получения.
V. Профессиональный отбор (подбор)
1. Разработка методик отбора по профессиям.
2. Выявление у поступающих на работу противопоказаний к профессии.
3. Отбор учащихся для обучения на отделениях допрофессиональной подготовки ПТУЗов, в УПК в соответствии с профилями.

VI. Рынок труда

1. Информация о рынке труда: востребованные и невостребованные профессии.

VII. Профессиональная адаптация

1. Организация наставничества.
2. Контроль за адаптацией выпускника в течение двух лет.
3. Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
05 Май 2024
11:50


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz