Четверг, 28 Мар 2024, 19:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Положение о психологической службе системы образования
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Служба практической психологии образования (далее служба) яв­ляется структурным подразделением системы образования России, пред­назначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, их способностей, склонностей, реализации их по­тенции, профилактики возможных отклонений.
2. Структурные звенья службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями службы яв­ляются центры психологической службы разного уровня. В органах уп­равления образованием разного уровня действуют отделы службы прак­тической ПСИХОЛОГИИ.
Центры психологической службы всех уровней включаются в пере­чень учреждений образования Российской Федерации.
3. Работа службы основывается на строгом соблюдении международ­ных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными докумен­тами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим «Положением», положениями и уставами соответствующих звеньев службы.
4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
1. Задачами службы практической психологии образования являются:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному раз­витию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на ос­нове психолого-педагогического изучения детей; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологиче­ских знаний в условиях современной школы; прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение все­го процесса обучения и воспитания, включая составление учеб­ных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.д.;
практического, обеспечивающего непосредственную работу пси­холога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функ­ция исполнителей этого направления — теоретические и эксперимен­тальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих.методов работы психологической службы образования.
2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практи­ческих психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
2.3. Практическое направление обеспечивается психологами системы образования, задача которых — работа с детьми, родителями, педагога­ми, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учрежде­ний и др.
2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от разви­тия ее научного направления, определяющего основную теоретиче­скую базу, и формирует природу психологической службы образова­ния. Именно на основе этой базы создается концепция психологиче­ской службы и решаются проблемы детскими практическими психо­логами.
3. Основные виды деятельности службы— психопрофилактика, пси­ходиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления оп­ределяется необходимостью формировать у педагогов и детей потреб­ность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития;чюздавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременно предупреждать возможные нарушения в становле­нии личности и интеллекта.
3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления яв­ляется углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на про­тяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в уче­нии и развитии.
3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направле­ния является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспече­ния соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы
1. Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Ад­министративное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управ­лений и департаментов образования, руководителями учебно-воспита­тельных учреждений. Профессиональное управление осуществляется че­рез сеть специальных психологических учреждений разного уровня — районных, областных городских и региональных центров.
2. Административная линия.
2.1. Центральным органом управления психологической службы яв­ляется отдел службы практической психологии образования Министер­ства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответ­ствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях. л
Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии разви­тия и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений.
2.2. Отдел службы практической психологии образования Министер­ства образования Российской Федерации:
— формирует и осуществляет федеральную политику в области раз­вития и функционирования психологической службы системы образо­вания;
— формирует федеральный бюджет и определяет порядок финанси­рования психологической службы системы образования;
— выступает с инициативами по совершенствованию законодатель­ного регулирования работы службы;
— разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные до­кументы;
— определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;
— разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;
— разрабатывает информационное и научно-методическое обеспече­ние подготовки кадров для психологической службы;
— разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;
— организует и контролирует систему подготовки и повышения ква­лификации кадров для психологической службы системы образования;
— организует подготовку учебников.
2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы регио­нальных центров службы практической психологии образования и ока­зание им организационной и научно-методической помощи.
Научно-методический совет выполняет следующие функции:
— систематически заслушивает доклады о положении дел и суще­ствующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;
— выступает инициаторам проведения, общероссийских конферен­ций, семинаров по обмену опытом работы службы, определению тен­денций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методи­ческого обеспечения;
— участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;
— участвует в распределении дополнительных денежных средств, по­ступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.
В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных — представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министер­ства образования России, Российской академии образования,. Россий­ской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министер­ства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социаль­ной защиты населения России, Министерства культуры России, Россий­ского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций.
2.4. Отделы службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышепере­численным соответствующего отдела Минобразования России, форми­руя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере служ­бы практической психологии образования, выпуская необходимые нор­мативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства обра­зования. Кроме того, региональные отделы системы образования по пред­ставлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практиче­ских психологов, работающих в различных звеньях службы.
2.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров пси­хологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора обра­зовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.
2.6. При отделах службы практической психологии образования уп­равлений образованием различного уровня создаются научно-методиче­ские советы, включающие представителей всех заинтересованных орга­низаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информатив­но-координирующие и распределительные функции, аналогичные функ­циям Научно-методического совета при Министерстве образования Рос­сийской Федерации.
3. Центры службы.
3.1. Региональный центр службы практической психологии образова­ния — головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определен­ного субъекта Федерации (региона). Центр несет ответственность за на­учное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалифика­ционные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы.
Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогич^ские стационары и полустационары раз­личного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т. п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спон­соров и др.
Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями орга­нон здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего про­филя: для детей с невротическими расстройствами, для несовершенно­летних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распредели­тели.
Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и ме­тодических материалов, периодических изданий для работников службы и др.
В центре работают детские практические психологи высшей квали­фикации, а также специалисты, имеющие квалификацию «психолог —
организатор психологической службы образования», «психолог-мето­дист». Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационарыдол-жны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектоло-гами, медицинскими работниками различной квалификации, юриста­ми и т.п.).
3.2. Городской (областной) центр службы практической психологии об­разования несет ответственность за методическое и организационное обес­печение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиа­гностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствую­щего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повыше­нию квалификационного разряда и др.
При центре может действовать Ассоциация детских практических пси­хологов.
Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и част­ным лицам на хозрасчетной основе/
Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечи­вающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, ме­тодическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др.
Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практи­ческих психологов, а также специалистов, имеющих-квалификацию «пси­холог—организатор психологической службы образования», «психолог-методист».
3.3. Районный центр службы практической психологии образования ве­дет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной ли­нии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностиче­ской, коррекционной и других видов работ, организует и проводит по­стоянно действующий семинар практических психологов. .Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учеб­но-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.
Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалифи­кацию «детский практический психолог-методист.
3.4. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интерна­те и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения
психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят пси­хопрофилактическую работу и работу по первичной психологической кор­рекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родите­лей в высшие звенья службы и другие организации.
На должность практического психолога зачисляют специалиста, име­ющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образова­нием. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога об­разовательного учреждения желательны прохождение стажировки в го­родских и районных центрах психологической службы или работа в тече­ние определенного срока под руководством опытного практического пси­холога.
Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки "психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.
3.5. Центры службы практической психологии образования всех уров­ней являются сетевыми учреждениями образования Российской Феде­рации и находятся в ведении соответствующего территориального орга­на управления образованием, который обеспечивает финансовую и ма­териально-техническую деятельность центра и оказывает ему необходи­мую организационно-методическую помощь.
IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
1. Научно-методическое обеспечение службы ведется научными кол­лективами, отдельными специалистами по заказам отделов службы прак­тической психологии управлений образования. При этом оно ориенти­ровано как на выполнение актуальных запросов службы, так и на перс­пективу ее развития.
2. Подготовка специалистов службы ведется в соответствии с образовательным стандартом профессии и квалификационными требованиями
для представителей разных специализаций и категорий: детский практи­ческий психолог, практический психолог системы образования, психо­лог-методист, психолог-организатор психологической службы образо­вания, психолог-менеджер в сфере образования, психолог-консультант, клинический психолог и др. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства образования России.
Структура службы практической психологии образования
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 1061 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Мар 2024
19:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz