Осознание своей родительской роли в семье создаёт крепкую защиту детям от зависимостей
Многочисленные исследования, да и народная мудрость уже доказали, что личность родителей, их взаимоотношения между собой и отношение к детям играют важную роль в становлении человека. И если вы осознали происхождение своих проблем, решили помочь детям вырасти гармоничными людьми, уже сами начали освобождаться от негативных установок и стереотипов, работая над своей личностью и психологическим климатом в семье, задаете себе вопрос: «Что я должен делать как родитель?»
Во-первых, использовать свою родительскую власть - это создаст у ребенка чувство защищенности и будет способствовать развитию и формированию его личности. Часто в семьях встречаются дети, которые своими капризами, упрямством терроризируют окружающих. Многие из них просто неуправляемы. Причина такого положения в том, что их родители недооценили потребность ребенка в разумной родительской власти.
Другая причина, по которой родители не решаются использовать свою власть, - это чувство вины, возникающее у них из-за того, что они не уделяют детям должного внимания (перегружены работой или другими заботами), т.е. из-за мягкотелости родителей дети получают слишком много свободы и оказываются предоставленными сами себе.
Власть дана родителям для того, чтобы, используя её, они помогли развить детям чувство уверенности в себе, чувство личной ответственности и способность к сознательному выбору. Лучший способ проявить, родительский авторитет - это устанавливать некие границы поведения, четко определить, что можно и что нельзя. Чем лучше они представляют себе, чего от них ждут, тем больше у них возможностей почувствовать родительскую любовь, и стремиться поступать именно так, т.е. совершая сознательный выбор. Прежде всего, родители должны установить для детей границы дозволенного в виде основных домашних правил. Они должны быть четко сформулированы и должны быть понятны детям, а за нарушение их должно следовать заранее установленное наказание. Эти правила должны определять конкретные формы поведения.
Для сохранения авторитета в глаза ребенка Необходимо: Нельзя:
• Уделять особое внимание образованию.
• Устанавливать четкие, обоснованные границы дозволенного поведения.
• Требовать соблюдения семейных правил.
• Применять наказания, соответствующие поступку.
• Наказывать в воспитательных целях, а не ради самого наказания.
• Добиваться того, чтобы ребенок понял, за что был наказан.
• Всегда внимательно выслушивать ребенка и уважать его чувства.
• Давать ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность.
• Избегать прямых столкновений (ссор и скандалов).
• Всячески поощрять ребенка за старание и хвалить за успехи.
• Понять и решить, какие жизненные ценности вы хотите передать своему ребенку, и как эти ценности были переданы вам вашими родителями.
• Стремиться к самосовершенствованию.
• Поступать так, как учите поступать ребенка. • Устанавливать правила на ходу.
• Постоянно менять основные правила.
• Стыдить ребенка.
• Использовать свою власть для подавления личности ребенка.
• Ругать и оскорблять ребенка.
• Слишком сурово наказывать.
• Бездумно навязывать жизненные ценности детям.
• Говорить одно, а делать другое.
Во-вторых, помочь выявить и развить способности и таланты, индивидуальность своего ребенка.
Чтобы на самом деле понять и помочь ребенку, необходимо отказаться от эгоистичного желания видеть в детях то, что нам хотелось бы видеть, что льстит нашему родительскому самолюбию. Стараясь помочь ребенку развить чувство собственного достоинства и другие важные черты характера, мы должны, как в зеркале показать ему, каков он на самом деле и чем отличается от других. Обязательно отличайте все его достоинства и позитивные проявления поведения. Родители могут навредить ребенку, если станут требовать от него хорошего поведения только для того, чтобы он им не мешал или доставить себе удовольствие. Напротив, если они внимательны к индивидуальности ребенка, если они помогают ему развивать свои таланты и способности, делятся с ребенком своими наблюдениями о нём, это служит мощным стимулом для формирования у ребенка чувства собственного достоинства и побуждает его стремится к совершенству.
Для развития индивидуальности и способностей ребенка, для формирования чувства собственного достоинства:
Необходимо: Нельзя:
• Смотреть на ребенка как на личность.
• Видеть в ребенке его дарования, таланты, помогать развивать их.
• Использовать благоприятные моменты; помогать ребенку в полной мере развивать свои способности.
• Воспринимать своего ребенка (и себя тоже), как существо, находящееся в процессе становления и совершенствования.
• Дать ребенку то, что необходимо именно ему, а не то, чего мы сами недополучили в детстве.
• Уделять ребенку много внимания.
• Отмечать его успехи, поощрять и хвалить его за старание.
• Указывать на ошибки, когда тот поступает неправильно, в приемлемой форме.
• Показывать ему, что можно делать, вместо того, чтобы указывать, чего делать нельзя. • Требовать от ребенка совершенства.
• Смотреть на ребенка как на чистую доску.
• Относится к ребенку как к продолжение самих себя.
• Захваливать ребенка.
• Недооценивать способности и унижать достоинства ребенка.
• Читать ребенку нотации.
• Неадекватно оценивать его способности.
• Ограждать ребенка от любых трудностей.
• Навязывать ребенку то, чего сами недополучили в детстве.
• Не замечать его.
• Незаслуженно хвалить и критиковать.
• Чрезмерно опекать или предоставлять ребенка самому себе.
• Оставлять без внимания попытки.
В-третьих, создавать условия для развития детей, чтобы в каждый возрастной период, они решали свои задачи развития. Побуждая детей постоянно осваивать что-то новое, родители должны отдавать себе отчет в том, что возникают ситуации, с которыми дети не могут справиться самостоятельно. Внимательно наблюдайте за детьми, чтобы понимать, готовы они ли они к той или иной ситуации.
Дети часто просят завести какое-то домашнее животное. Скажем, собаку. Бесполезно объяснять ему, что содержание собаки это ежедневный труд. У собаки есть желания и потребности, от которых трудно отмахнуться. Она живое существо и требует заботы. Попробуйте договориться со знакомыми и взять собаку на время (скажем, хозяева уезжают в отпуск). В этой ситуации ребенок сможет реально оценить свои силы и более ответственно относиться к своим желаниям в будущем.
Быть родителями - значит уметь избегать крайностей. В одной ситуации важно увидеть, что ребенок готов справится с возникшей проблемой, а в другой - столь же важно оградить его от выбора, если он еще недостаточно зрел для него. Не существует готовых рецептов, как поступать родителям в том или ином случае. Но для детей всегда самое главное - это ваше внимание, уважение, поддержка и любовь.