Воскресенье, 19 Май 2024, 07:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Основные направления антинаркотической профилактики
Одним из основополагающих документов для работников образования в ходе организации профилактической работы в школе является приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 619, который определяет
профилактику злоупотребления ПАВ как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями, распространяемыми половым пу­тем, и т.д.).

В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика - комплекс социальных, об­разовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших.
Третичная профилактика, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркома­на, токсикомана, алкоголика) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная профилактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.
Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотичес­кой профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе различных программ и с использованием разных методик.

В России, Соединенных Штатах Америки и Западной Ев­ропе сложились различные направления антинаркотичес­кой профилактики.
Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осуществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм челове­ка, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развеши­вать плакаты о вреде наркотиков. Наверное, это необходимо, но вот насколько эффективно? Мы ни в коей мере не пытаемся представить это направление как негативное. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.
Вопрос заключается в том, какую информацию можно дать детям и подросткам о наркотических веществах, в какой форме и какое влияние на их сознание она окажет.
Мы живем во время так называемой «информационной революции». Сейчас каким-либо образом управлять потоками информации, получаемой молодым поколением, практически невозможно. Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, раздаваемых нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему?, Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?» Причем детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал, - значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет - здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом - употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик - попробуй их!» Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» — «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор - призывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать наверу все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информацию она получает из интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочия, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собствен­ным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых. Нет, информация нужна, но прежде чем реализовать это направление антинаркотической профилактики, наверное, следует очень хорошо подумать над тем вопросом, который мы поставили в начале наших рассуждений, и найти оптимальный ответ на него.
Следующее направление антинаркотической профилакти­ки - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление мы условно назвали личностно ориентированным. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антинаркотической профилактики адекватно и в комплексе.
Интересен опыт антинаркотической профилактической работы за рубежом в последние два—три года. Эта работа реализуется в рамках двух различных концепций. Одна кон­цепция - снижения риска, другая - снижения вреда.

В концепции снижения риска предполагается уменьшение нелегального распространения наркотических веществ и снижение «потребительского спроса» на данный товар.
При этом используются жесткие репрессивно-ограничительные социальные технологии, включающие законодательные меры, медицинскую практику, административные решения, направленные на «борьбу» с наркотиками и потребителями. Эта политика осуществляется главным образом в странах, сравнительно недавно приобщившихся к проблеме наркомании.

Страны, которые имеют большой опыт решения проблемы наркотиков, основываются на реализации противоположной концепции — снижения вреда. Реализация ее основывается на мониторинге наркотической ситуации в виде специально проводимых исследований. Эта концепция не отрицает необходимости борьбы с наркобизнесом полицейскими мерами, но в то же время предполагает работу, направленную на убеждение молодежи отказаться от самой идеи употребления наркотиков, на создание системы мер, нейтрализующих факторы риска, и условий, способствующих хотя бы тому, чтобы юноши и девушки впервые пробовали наркотики в как можно более позднем возрасте. Эта концепция ориентирована также не только на лечение наркоманов, но и на снижение вреда, связанного с употреблением наркотиков.
Работа осуществляется в двух направлениях: со средой и с самой личностью. Приветствуется любой успех. Идеальных целей не ставится. Если наркоман перешел с «тяжелых» наркотиков на «легкие», это уже признается положительным результатом, постепенно ведущим к снижению употребления наркотиков в молодежной среде.
Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.
Основываясь на вышепредставленном анализе и опираясь на приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образова­тельной среде», который предусматривает внедрение новой концепции в три этапа (первый - этап неотложных мероприятий, второй - этап научно- организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания концепции КАПР, т. е. комплексной активной профилактики и реабилитации), мы сделали попытку разработать модель организации профилактической работы в образовательном учреждении.

Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно концепции КАПР основывается на следующих принципах.

Комплексность. Она предполагает согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях, взаимодействие органов управления образованием всех уровней.

Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста учеников и степени их вовлечения в наркогенную ситуацию. По возрасту предлагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста(17-18 лет) и молодежи (от 18 лет).

Аксиологичность (ценностная ориентация). Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров для потребления ПАВ.

Многоаспектностъ. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок; образова­тельный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

Последовательность (этапность).

Легитимность - создание правовой базы антинарко­тической профилактической деятельности.

Задачи профилактической работы

Четкая формулировка и понимание задач, стоящих перед исполнителем любой работы, вне всяких сомнений, делают ее более организованной и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным осознание педагогами цели их профилактической деятельности в условиях образовательного учреждения. Тогда будет понятнее, какой она должна быть. По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель — максимум профилактики употребления ПАВ, т. е. полный отказ от них детей и подростков. Могут ли какие-либо мероприятия помочь в достижении цели? Можем ли мы гарантировать, что определенные мероприятия приведут к тому, что дети не станут употреблять наркотики никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным. Нам представляется целесообразной формулировка более конкретных задач, таких, про которые можно сказать: «Да, мы это сделали» или наоборот.
Задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:

- дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;

- сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здо­ровому образу жизни;

- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Соответственно этим задачам профилактическая работа может включать в себя три компонента.
1. Образовательный компонент
Специфический — дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический — помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент — помощь в социальной адап­тации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.
Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им зачастую оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям и подросткам. Наша молодежь оказалась одинокой и психологически беспомощной из-за утраченных связей со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками, — учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и другие — также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения других способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Все эти экстремальные в социально-психологическом смысле условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. Обеспечить реализацию данного подхода возможно на основе разработки и внедрения концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
Задачи такой программы следующие:

1. Формирование здорового жизненного стиля, высоко­функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.

2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психоло­гическую и социальную поддержку;

- потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять
их;

- адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

- ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

- контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

- осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;

- сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

- принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.
6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:

- принятие решения и преодоление жизненных проблем;

- восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;

- отстаивание своих границ и защита своего персонального пространства;

- защита своего «Я», самоподдержка и взаимоподдержка;

- избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения;

- развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;

- развитие умений бесконфликтно и эффективно общаться.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 3035 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
19 Май 2024
07:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz